Визит Папы Римского в Анголу закончился довольно трагично – в давке на стадионе в Луанде погибли две девочки.
Фото Reuters
Папа Римский Бенедикт XVI впервые посетил Африку. За семь дней (с 17 по 23 марта) он побывал в Камеруне и Анголе. О том, как повлиял этот визит на африканских католиков, судить рано. Пока мы можем достаточно определенно говорить лишь о том, как выглядел папский вояж в отражении средств массовой информации. Визит начался с довольно неуклюжей ремарки Понтифика касательно СПИДа и презервативов, а увенчался давкой на стадионе «Душ Кокейруш» в Луанде, в результате которой погибли две ангольские девочки.
Собственно, именно скандальная реплика и трагедия на стадионе привлекли внимание СМИ к этой поездке. Изначально от визита, похоже, не ждали сенсаций. Группа журналистов, сопровождавших Папу, на сей раз оказалась сравнительно немногочисленной. Путешествие в составе «пула Бенедикта XVI» (включая перелет на папском самолете, проживание в дорогих гостиницах, питание, суточные, визы) стоило свыше 10 тыс. долл., и руководство некоторых массмедиа, видимо, решило поберечь деньги до мая, когда Понтифик, как ожидается, отправится в Иорданию, Израиль и Палестину.
Взбудоражившая прессу реплика была произнесена Папой еще до прибытия в аэропорт камерунской столицы Яунде. На борту самолета Бенедикт XVI общался с журналистами. Отвечая на вопрос репортера французского телеканала «France 2» о борьбе со СПИДом на Черном континенте, Папа заявил: «Распространяя презервативы, нельзя победить СПИД. Они, напротив, усугубляют проблему».
Впоследствии на официальном сайте Ватикана фразу Понтифика слега подретушировали. Улучшенная и дополненная реплика звучала так: «Напротив, существует риск, что они (то есть презервативы. – «НГР») могут усугубить проблему». При этом Бенедикт XVI в отредактированной версии говорит не о презервативах, а о неких «средствах профилактики» (profilactici). Журналисты из папского пула, в свою очередь, утверждают, что в разговоре с ними Папа совершенно отчетливо произнес вполне конкретное и общедоступное слово «condoms». Джон Тэвис, корреспондент Catholic News Service, иронизирует по этому поводу: ведь половое воздержание, к которому призывает верующих Церковь, – это тоже «средство профилактики». Что же получается, и оно может «усугубить проблему»?
Возможно, в ватиканской пресс-службе считают, что слово «condoms» – простонародное, что оно разрушает образ Понтифика-интеллектуала, что Папе вовсе не пристало молвить человечьим языком. Может быть, презерватив – это орудие врага рода человеческого, и его название не рекомендуется произносить вслух благочестивым католикам. Сложно постичь смысл такой перестраховки – тем более что в более серьезных и чреватых конфликтом ситуациях Ватикан вовсе не дует на воду и идет напролом. Так или иначе, Папа сказал то, что сказал, а журналисты, соответственно, услышали то, что услышали.
С критикой на главу Римско-Католической Церкви моментально обрушились ведущие мировые СМИ (в частности, The New York Times), правозащитники, политики и врачи. «Безответственное высказывание», «Папа отстал от реальности», «опасная точка зрения» – вот лишь некоторые комментарии. Эта реакция вполне объяснима. Для стран Африки СПИД – острейшая проблема. 1,5 млн. африканцев умерли от СПИДа лишь в прошлом году. 22 млн. жителей Черного континента больны «чумой XX века» или же являются носителями ВИЧ. По данным ООН, в Камеруне больны более 5% взрослого населения. В Анголе, все еще приходящей в себя после 27-летней гражданской войны, СПИД пока еще не стал массовой проблемой, однако, как отмечают наблюдатели, это дело времени. СПИД – социальная болезнь, а в Анголе пока еще слабо развиты коммуникации, инфраструктура, торговля. Как только ситуация наладится, страна без эффективной программы профилактики СПИДа может повторить печальную судьбу Свазиленда, Лесото и ЮАР.
Бенедикт XVI, как это нередко с ним случается, произнес слова, которые можно интерпретировать сколь угодно много – и в любом случае выходит нечто ретроградное. Что, например, хотел сказать Папа, говоря об «усугубляющих проблему презервативах»?
Может быть, Понтифик ссылался на ватиканские «научные наработки», посвященные презервативам. Мировую славу закамуфлированного под науку мракобесия снискало в 2004 году исследование, подготовленное бывшим главой Папского совета по делам семьи кардинала Альфонсо Лопеса Трухильо. Кардинал утверждал, что от 15 до 30% презервативов «бракованные», то есть не защищают от СПИДа. Впоследствии ученые неоднократно опровергали эту информацию как не соответствующую действительности, и тем не менее на пачках презервативов в некоторых странах «третьего мира» появилось предупреждение «Презервативы не предотвращают ВИЧ-инфекцию». В прошлом году кардинал Трухильо отошел в мир иной. Но дело его, похоже, живет в официальной ватиканской риторике.
Существует вероятность, что Папа не имел в виду точку зрения Трухильо, а всего лишь хотел сказать, что доступность презервативов расслабляет носителей ВИЧ и заставляет их вести себя безответственно. В таком случае Бенедикт XVI просто не знаком с африканскими реалиями. По данным ООН, в Африке к югу от Сахары на одного человека в год приходится в среднем 4,6 презерватива. Лишь в 18% случаев «опасных» половых контактов партнеры используют презерватив. Это ничтожно мало. В Африке доступен небезопасный секс, а вовсе не презервативы.
Бенедикт XVI, в общем, прав, утверждая, что одними презервативами проблему СПИДа не решить. Грубо говоря, точно так же насморк нельзя вылечить при помощи носового платка – однако это не означает, что платками не нужно пользоваться. Борьба со СПИДом в Африке предполагает целый комплекс мер. В том числе и воспитательных. В том числе и программ, в которых могли бы принимать участие религиозные организации, как это произошло в Уганде – единственной африканской стране, добившейся заметного прогресса в борьбе со СПИДом. Однако все это не исключает применения презервативов. Как пишет колумнист британской газеты The Guardian Остен Айверей, католическим богословам пора бы понять, что «использование презерватива для предотвращения передачи смерти и его использование для предотвращения передачи жизни – разные вещи».
СПИД в Африке – не порождение гедонизма, отмечает Айверей. Это порождение отчаяния, депрессии. Болезнь распространяется в трущобах, в шахтерских городках, на территориях, опустошенных войной, среди наркоманов и юных солдат. Болезнь распространяется среди людей, переезжающих из деревень в города в поисках лучшей жизни. Они оставляют за спиной традиционные моральные авторитеты и попадают в новый мир, строящийся на западный манер. В этом мире есть секс, но нет культуры контрацепции. Просто раздавая презервативы, эту проблему не решить. Но запрещая презервативы, ее не решить точно! Церковь может ждать созревания «нравственности и ответственности» очень долго – пока не обнаружит себя одинокой, среди трупов и опустевших городов.
Ватиканист Джон Аллен отмечает, что рядовых камерунцев, ждавших Папу, проблема СПИДа и презервативов не интересовала вовсе. В то же время агентство Associated Press опубликовало целый ряд реплик африканских католических священников, монахинь и даже епископов, не разделяющих позицию Папы и считающих ее «опасной». Не афишируя свою деятельность (по вполне понятным причинам), все они рекомендуют верующим использовать презервативы. Консерватизм может казаться безопасным, когда вопрос стоит о вещах второстепенных: например, что должно быть в католическом храме – витражи и орган или граффити и рэп? Когда речь идет о здоровье и жизни человека, консерватизм зачастую оказывается губительным.