Успенский кафедральный собор в Лондоне – предмет спора между параллельными структурами Московского и Константинопольского Патриархатов в Британии.
Фото с сайта www.drevo.pravbeseda.ru
Говоря о мировом православии, нельзя не сказать о таком явлении, как «параллельные структуры», которые создаются Поместными Церквами на спорных канонических территориях. При этом Поместные Церкви отнюдь не находятся в расколе. Входя в семью вселенского православия, они взаимно признают каноничность (законность) друг друга, между ними существует евхаристическое общение (духовенство может вместе совершать литургии, а миряне причащаются в церквах разных православных юрисдикций). Их предстоятели возглашают имена других Патриархов и глав Церквей во время торжественных богослужений.
И тем не менее все это не мешает известной конкуренции между различными Православными Церквами на мировой арене. Подчеркнем еще раз – речь идет не о расколах. Примеров тому много. В Европе кроме епархий Константинопольского Патриархата действуют епархии Московского Патриархата, Сербской, Румынской и других национальных Церквей. Так что же такое эти параллельные структуры в мировом православии и как глубоко сокрыты корни этого явления?
Параллельные образования появляются уже в период античного христианства. Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) отмечает, что проблема возникновения параллельных структур связана с таким понятием, как «каноническая территория». Принцип ее утверждения был введен еще в апостольские времена, когда зарождалась управленческая структура Церкви. Общины, возникающие в городе, подчинялись епископу. Отсюда сложилась формула «один город – один епископ». На ее основе сегодня возникла концепция «канонической территории».
Впрочем, уже в раннем христианстве начинают действовать социально-политические факторы, которые и сегодня оказывают влияние на появление параллельных структур. Это не только споры богословского характера, но и территориальные разделения. И сейчас, когда возникают новые независимые государства, разделяется и Церковь, то есть возникают новые церковные образования, параллельные прежней Поместной Церкви. Параллельных структур, согласно упомянутой модели «один город – один епископ», не должно быть, однако они создавались и поныне продолжают создаваться.
Одним из факторов возникновения параллельных структур в православии следует признать миссионерскую деятельность самих Поместных Церквей. Возьмем в качестве примера Русскую Церковь. Она начала активную миссионерскую деятельность с принятия христианства на Руси. Со времен Петра I получило развитие миссионерство за Уралом. С расширением границ Российской империи православие перешло на Аляску и оттуда распространилось на американском континенте (еще раньше – в Китае). Территории, на которых утверждались новые епархии, получили статус канонических – очевидно, потому, что Русская Церковь появилась первой в этих краях, не знавших ранее христианской проповеди.
Распространение православия в Америке является ярким примером того, как нарушалась каноническая территория Русской Церкви и создавались параллельные структуры. В начале XX века греческие приходы Нью-Йорка, избегая русской юрисдикции, создали отдельную Эллинистическую Восточно-Христианскую Церковь. К этому периоду относятся первые требования будущего Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) к Святейшему Синоду о даровании широкой автономии русским приходам в США. После революции 1917 года и особенно после Второй мировой войны тенденции к обособлению американской русской митрополии от материнской Церкви углубляются. Только в 1970 году была создана автокефальная Православная Церковь в Америке. Однако до сих пор Константинопольский Патриархат не признает ее самостоятельность.
Учреждение в 1921 году греческой архиепископии, подчиненной Константинопольскому Патриархату, положило конец православному структурному единству в Северной Америке, где стали возникать православные юрисдикции различных этнических групп, зависящих от своих материнских Церквей. Наряду с русскими епархиями и архиепископиями образовались украинские, греческие, сербские, румынские, а также структуры Антиохийской Церкви. Позднее появились и болгарские, а в наши дни и грузинские православные общины. Эту ситуацию епископ Иларион характеризует как «уникальную по своему характеру экклезиологическую модель, которая предполагает, что в рамках одной Поместной Церкви, на одной и той же канонической территории могут действовать епископы разных национальностей, причем епархии создаются не по территориальному, а по этническому признаку».
Примерно такая же ситуация сложилась в XX веке и в Западной Европе, где есть города, в которых существуют структуры разных православных юрисдикций и по нескольку епископов со своими клириками и мирянами. Константинопольский Патриархат стремится взять под свою юрисдикцию всех православных, находящихся в диаспорах, то есть за пределами своей исторической родины. С этим совершенно не согласны другие Поместные Церкви. Они выступают с утверждением модели, которая предполагает из общин, находящихся в диаспоре, при сложившихся благоприятных условиях создавать независимые автокефальные Церкви.
Обратимся к Англии. Здесь после Второй мировой войны появилось много православных разных юрисдикций. Во-первых, после разделения Кипра на греческую и турецкую части в Англию оттуда выехало много эмигрантов – православных греков. Константинопольским Патриархатом была образована Феотирская архиепископия. Есть также в Британии общины Антиохийской, Болгарской, Румынской и Сербской Церквей. Несколько лет назад в Сурожской епархии Московского Патриархата начали выделяться параллельные общины. Они вошли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Претензии со стороны Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви заметны и в Китае. Свое присутствие она начала здесь с XVII века c воцерковления албазинцев – русских воинов, осевших в Китае. С того времени начинается долгая история православия, включающая деятельность миссий, создание общин, строительство храмов и гонения со стороны местных властей, в том числе и в годы «культурной революции». Уже в 1922 году была учреждена Пекинская епархия Русской Церкви. В 1945 году в пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ. Через год он был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Через 10 лет православным Китая была предоставлена автономия, то есть утверждена Китайская Автономная Православная Церковь, первым предстоятелем которой стал епископ Пекинский и Китайский Василий (Шуан).
После ослабления гонений на религию в КНР начали восстанавливаться православные храмы, в духовных учебных заведениях Русской Церкви стали проходить обучение студенты из Китая. И вот, когда православие в стране начинало возрождаться, 9 января 2008 года Константинопольский Патриархат объявил континентальный Китай территорией своей Гонконгской митрополии. Не прошло и трех месяцев, как собравшиеся на своем заседании члены Священного Синода РПЦ выразили свое сожаление по поводу несправедливости и канонической неправомерности решения Константинопольского Патриархата, наносящего урон миру и благосостоянию храмов, и расценили его как «посягательство на права Китайской Автономной Православной Церкви».
Многообразием православных юрисдикций отличаются Австралия и Новая Зеландия. Первыми православными здесь были русские. Они появились на Зеленом континенте в начале XIX века. В Сиднее в 1820 году русский священник Дионисий отслужил первую литургию. В середине XIX века по причине борьбы против христиан в Турции немало греков и сирийцев переехали в Австралию. В самом конце XIX века был заложен и построен храм в честь св. Троицы. Православную общину составляли русские, греки, сербы и арабы.
Из-за нехватки священников в начале XX века Иерусалимский Патриархат прислал священников для постоянного пастырского служения в Сиднее и Мельбурне. В первой половине XX века в Австралии появилось особенно много православных христиан. После октября 1917 года из России пришла первая волна иммигрантов. После 1922 года – волна иммигрантов-греков, изгнанных из Турции. После Второй мировой войны, во время создания государств социалистического лагеря, с Балкан в Австралию иммигрируют румыны, болгары, сербы.
После распада СССР и социалистического лагеря в Австралии и Новой Зеландии появляется новая волна иммиграции. Большую часть православного населения составляют четыре этнические общины: греки, сербы, русские и арабы. Здесь существует епархия Русской Зарубежной Церкви, вошедшей в 2007 году в общение с Московским Патриархатом, архиепископии Константинопольского и Антиохийского Патриархатов, епархия Сербской Церкви. Свои приходы в Австралии содержит Румынская, Болгарская, Польская Православные Церкви, а также Православная Церковь в Америке. Наконец, в Сиднее есть представительство Московского Патриархата.
Подведем краткие итоги. Параллельные структуры начинают создаваться уже в эпоху раннего христианства, хотя именно в это время была утверждена модель единой Церкви. Однако в реальной жизни она не нашла своего полного воплощения. Причин этому было много. К этим историческим причинам Новое время добавило свои. Сегодня не только стремление к первенству побуждает Церкви к конкуренции друг с другом. С распадом империй в жизнь пришли другие мотивы. Возникновение национальных государств, появление в различных частях света национальных диаспор – все это только атомизирует мировое православие, делая его зависимым от общественно-политических и экономических процессов, которыми чреват XXI век.