0
2004
Газета Тенденции Интернет-версия

04.03.2009 00:00:00

Не раскол, а параллельные структуры

Анатолий Лещинский

Об авторе: Анатолий Лещинский - доцент кафедры философии Российского государственного социального университета.

Тэги: церковь, раскол, конкуренция


церковь, раскол, конкуренция Успенский кафедральный собор в Лондоне – предмет спора между параллельными структурами Московского и Константинопольского Патриархатов в Британии.
Фото с сайта www.drevo.pravbeseda.ru

Говоря о мировом православии, нельзя не сказать о таком явлении, как «параллельные структуры», которые создаются Поместными Церквами на спорных канонических территориях. При этом Поместные Церкви отнюдь не находятся в расколе. Входя в семью вселенского православия, они взаимно признают каноничность (законность) друг друга, между ними существует евхаристическое общение (духовенство может вместе совершать литургии, а миряне причащаются в церквах разных православных юрисдикций). Их предстоятели возглашают имена других Патриархов и глав Церквей во время торжественных богослужений.

И тем не менее все это не мешает известной конкуренции между различными Православными Церквами на мировой арене. Подчеркнем еще раз – речь идет не о расколах. Примеров тому много. В Европе кроме епархий Константинопольского Патриархата действуют епархии Московского Патриархата, Сербской, Румынской и других национальных Церквей. Так что же такое эти параллельные структуры в мировом православии и как глубоко сокрыты корни этого явления?

Параллельные образования появляются уже в период античного христианства. Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) отмечает, что проблема возникновения параллельных структур связана с таким понятием, как «каноническая территория». Принцип ее утверждения был введен еще в апостольские времена, когда зарождалась управленческая структура Церкви. Общины, возникающие в городе, подчинялись епископу. Отсюда сложилась формула «один город – один епископ». На ее основе сегодня возникла концепция «канонической территории».

Впрочем, уже в раннем христианстве начинают действовать социально-политические факторы, которые и сегодня оказывают влияние на появление параллельных структур. Это не только споры богословского характера, но и территориальные разделения. И сейчас, когда возникают новые независимые государства, разделяется и Церковь, то есть возникают новые церковные образования, параллельные прежней Поместной Церкви. Параллельных структур, согласно упомянутой модели «один город – один епископ», не должно быть, однако они создавались и поныне продолжают создаваться.

Одним из факторов возникновения параллельных структур в православии следует признать миссионерскую деятельность самих Поместных Церквей. Возьмем в качестве примера Русскую Церковь. Она начала активную миссионерскую деятельность с принятия христианства на Руси. Со времен Петра I получило развитие миссионерство за Уралом. С расширением границ Российской империи православие перешло на Аляску и оттуда распространилось на американском континенте (еще раньше – в Китае). Территории, на которых утверждались новые епархии, получили статус канонических – очевидно, потому, что Русская Церковь появилась первой в этих краях, не знавших ранее христианской проповеди.

Распространение православия в Америке является ярким примером того, как нарушалась каноническая территория Русской Церкви и создавались параллельные структуры. В начале XX века греческие приходы Нью-Йорка, избегая русской юрисдикции, создали отдельную Эллинистическую Восточно-Христианскую Церковь. К этому периоду относятся первые требования будущего Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) к Святейшему Синоду о даровании широкой автономии русским приходам в США. После революции 1917 года и особенно после Второй мировой войны тенденции к обособлению американской русской митрополии от материнской Церкви углубляются. Только в 1970 году была создана автокефальная Православная Церковь в Америке. Однако до сих пор Константинопольский Патриархат не признает ее самостоятельность.

Учреждение в 1921 году греческой архиепископии, подчиненной Константинопольскому Патриархату, положило конец православному структурному единству в Северной Америке, где стали возникать православные юрисдикции различных этнических групп, зависящих от своих материнских Церквей. Наряду с русскими епархиями и архиепископиями образовались украинские, греческие, сербские, румынские, а также структуры Антиохийской Церкви. Позднее появились и болгарские, а в наши дни и грузинские православные общины. Эту ситуацию епископ Иларион характеризует как «уникальную по своему характеру экклезиологическую модель, которая предполагает, что в рамках одной Поместной Церкви, на одной и той же канонической территории могут действовать епископы разных национальностей, причем епархии создаются не по территориальному, а по этническому признаку».

Примерно такая же ситуация сложилась в XX веке и в Западной Европе, где есть города, в которых существуют структуры разных православных юрисдикций и по нескольку епископов со своими клириками и мирянами. Константинопольский Патриархат стремится взять под свою юрисдикцию всех православных, находящихся в диаспорах, то есть за пределами своей исторической родины. С этим совершенно не согласны другие Поместные Церкви. Они выступают с утверждением модели, которая предполагает из общин, находящихся в диаспоре, при сложившихся благоприятных условиях создавать независимые автокефальные Церкви.

Обратимся к Англии. Здесь после Второй мировой войны появилось много православных разных юрисдикций. Во-первых, после разделения Кипра на греческую и турецкую части в Англию оттуда выехало много эмигрантов – православных греков. Константинопольским Патриархатом была образована Феотирская архиепископия. Есть также в Британии общины Антиохийской, Болгарской, Румынской и Сербской Церквей. Несколько лет назад в Сурожской епархии Московского Патриархата начали выделяться параллельные общины. Они вошли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

Претензии со стороны Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви заметны и в Китае. Свое присутствие она начала здесь с XVII века c воцерковления албазинцев – русских воинов, осевших в Китае. С того времени начинается долгая история православия, включающая деятельность миссий, создание общин, строительство храмов и гонения со стороны местных властей, в том числе и в годы «культурной революции». Уже в 1922 году была учреждена Пекинская епархия Русской Церкви. В 1945 году в пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ. Через год он был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Через 10 лет православным Китая была предоставлена автономия, то есть утверждена Китайская Автономная Православная Церковь, первым предстоятелем которой стал епископ Пекинский и Китайский Василий (Шуан).

После ослабления гонений на религию в КНР начали восстанавливаться православные храмы, в духовных учебных заведениях Русской Церкви стали проходить обучение студенты из Китая. И вот, когда православие в стране начинало возрождаться, 9 января 2008 года Константинопольский Патриархат объявил континентальный Китай территорией своей Гонконгской митрополии. Не прошло и трех месяцев, как собравшиеся на своем заседании члены Священного Синода РПЦ выразили свое сожаление по поводу несправедливости и канонической неправомерности решения Константинопольского Патриархата, наносящего урон миру и благосостоянию храмов, и расценили его как «посягательство на права Китайской Автономной Православной Церкви».

Многообразием православных юрисдикций отличаются Австралия и Новая Зеландия. Первыми православными здесь были русские. Они появились на Зеленом континенте в начале XIX века. В Сиднее в 1820 году русский священник Дионисий отслужил первую литургию. В середине XIX века по причине борьбы против христиан в Турции немало греков и сирийцев переехали в Австралию. В самом конце XIX века был заложен и построен храм в честь св. Троицы. Православную общину составляли русские, греки, сербы и арабы.

Из-за нехватки священников в начале XX века Иерусалимский Патриархат прислал священников для постоянного пастырского служения в Сиднее и Мельбурне. В первой половине XX века в Австралии появилось особенно много православных христиан. После октября 1917 года из России пришла первая волна иммигрантов. После 1922 года – волна иммигрантов-греков, изгнанных из Турции. После Второй мировой войны, во время создания государств социалистического лагеря, с Балкан в Австралию иммигрируют румыны, болгары, сербы.

После распада СССР и социалистического лагеря в Австралии и Новой Зеландии появляется новая волна иммиграции. Большую часть православного населения составляют четыре этнические общины: греки, сербы, русские и арабы. Здесь существует епархия Русской Зарубежной Церкви, вошедшей в 2007 году в общение с Московским Патриархатом, архиепископии Константинопольского и Антиохийского Патриархатов, епархия Сербской Церкви. Свои приходы в Австралии содержит Румынская, Болгарская, Польская Православные Церкви, а также Православная Церковь в Америке. Наконец, в Сиднее есть представительство Московского Патриархата.

Подведем краткие итоги. Параллельные структуры начинают создаваться уже в эпоху раннего христианства, хотя именно в это время была утверждена модель единой Церкви. Однако в реальной жизни она не нашла своего полного воплощения. Причин этому было много. К этим историческим причинам Новое время добавило свои. Сегодня не только стремление к первенству побуждает Церкви к конкуренции друг с другом. С распадом империй в жизнь пришли другие мотивы. Возникновение национальных государств, появление в различных частях света национальных диаспор – все это только атомизирует мировое православие, делая его зависимым от общественно-политических и экономических процессов, которыми чреват XXI век.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1418
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1426
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1168
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
741

Другие новости