Болгарские архиереи разделились во мнениях, нужно ли идти навстречу раскольникам. Старозагорский митрополит за переговоры с ними, а Неврокопский, Пловдивский и Варненский – против.
Карта епархий Болгарской Православной Церкви
Синод Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в конце февраля после долгих дискуссий решил начать переговоры с последователями митрополита Иннокентия (Петрова), который возглавляет «альтернативный Синод», находящийся в расколе с официальной Церковью. Об этом 23 февраля сообщила болгарская газета «Марица». Вести переговоры поручено митрополиту Старозагорскому Галактиону (Табакову). Накануне заседания Синода появилась информация, что он не только встречался с митрополитом Иннокентием, но даже совершил с ним совместную литургию. Это вызвало большой скандал в церковной среде.
Митрополит Галактион сам в прошлом находился в расколе, но в 1998 году принес покаяние и был принят обратно с сохранением сана епископа. Он считается сторонником компромисса с последователями митрополита Иннокентия и два года демонстративно не появлялся на заседаниях Синода БПЦ. На нынешнем заседании ему оппонировали митрополиты Варненский Кирилл, Пловдивский Николай и Неврокопский Нафанаил, которые выступали против любых переговоров и уступок раскольникам. Однако Синод в итоге решил иначе.
Предметом переговоров станет, по всей видимости, вопрос о принадлежности около 250 храмов и монастырей, ранее принадлежавших «альтернативному Синоду». 21 июля 2004 года они были в одночасье оцеплены полицией, которая силой выдворила оттуда священнослужителей – сторонников митрополита Иннокентия (см. «НГР» от 04.08.04). Это было сделано после того, как власти страны приняли закон, признающий право называться Болгарской Православной Церковью только за той церковной юрисдикцией, которую возглавляет Патриарх Максим. Спорные храмы были переданы официальной БПЦ. Тогда последователи митрополита Иннокентия обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. 22 января этого года он наконец вынес свой вердикт по делу «Митрополит Иннокентий против Болгарии».
Страсбургский суд постановил, что Болгария в 2004 году нарушила статью 9 Конвенции о правах человека (свобода мысли, совести и вероисповедания), приняв закон, дискриминационный по отношению к последователям митрополита Иннокентия. Но нарушения статей 6 и 13 Конвенции (право на справедливый судебный процесс и на эффективное обжалование решения суда) за Болгарией признано не было. Между тем по этим статьям «альтернативный Синод» рассчитывал получить значительную материальную компенсацию. В итоге ему пришлось довольствоваться небольшой компенсацией в 8 тыс. евро.
Обе стороны остались недовольными решением суда. Однако теперь им ничего не остается, как попытаться договориться друг с другом. Европейские судьи дали участникам конфликта три месяца, чтобы прийти к мирному соглашению по поводу имеющихся у них имущественных споров. В том случае, если договориться им не удастся, суд будет вынужден вынести решение самостоятельно. Каким оно будет, неизвестно. Сторонники «альтернативного Синода» вовсе не уверены, что им удастся отсудить спорные храмы, и вынуждены смягчать свои требования. С другой стороны, в БПЦ во главе с Патриархом Максимом опасаются, что, если новый вердикт суда будет не в пользу Болгарии, это ударит по престижу Церкви. Поэтому сторонники жесткой линии по отношению к раскольникам на Синоде потерпели поражение. Значительная часть священнослужителей БПЦ выразили желание пойти на переговоры с альтернативной иерархией. Однако непременным условием возвращения сторонников митрополита Иннокентия в официальную Церковь является их покаяние. В частности, так считает настоятель Болгарского подворья в Москве епископ Проватский Игнатий (Карагьозов), викарий Сливенской епархии БПЦ. Корреспондент «НГР» связался с ним, чтобы получить информацию о последних событиях в Болгарской Церкви из первых рук.
* * *
– Ваше Преосвященство, как вы оцениваете итоги последнего Синода Болгарской Церкви? В частности, решение вести переговоры с раскольниками – это следствие вердикта Страсбургского суда, удовлетворившего часть их претензий?
– Наш Святейший Патриарх и Священный Синод Болгарской Православной Церкви не зависят и не повинуются Страсбургскому и какому-либо другому светскому суду, когда стоит вопрос, относящийся к вере, почитанию Господа и взаимоотношения людей с Ним.
Решение вести переговоры является следствием еще одного повода проявить любовь к падшему бывшему собрату, помочь раскольникам вернуться и обняться с Господом, поскольку, как писал в первых веках святой Киприан Карфагенский: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь».
– По вашему мнению, будут ли иметь успех переговоры с раскольниками? От чего это будет зависеть? На каких условиях они могут быть приняты в лоно официальной Болгарской Церкви?
– Если европейские политики будут продолжать помогать раскольникам, используя свою власть, и если раскольники будут продолжать надеяться на них, то все их начинания закончатся плохо и они умрут в своих беззакониях, потому что в Святом Писании Господь сказал нам: «Проклят всякий, кто надеется на человека». Если они начнут обвинять себя, постепенно Господь будет им открывать больше и больше их ошибки, и таким образом они смогут дойти до самоосуждения с решимостью исправиться. Это и является сутью покаяния, это и есть единственный путь возвращения и единственное исполнение условия принятия в лоно Церкви для всех людей – без разницы, с каким грехом они отпали от нее, в том числе и раскольникам.
– Вы как настоятель Болгарского подворья в Москве постоянно занимаетесь контактами с Московским Патриархатом. Как вы считаете, нужна ли Болгарской Церкви сейчас поддержка со стороны Русской Церкви или других Поместных Церквей в деле уврачевания раскола (как, например, в 1998 году)? Или это исключительно внутреннее дело Болгарской Церкви?
– Если мою сестру обижают и я не вмешаюсь, чтобы защитить ее, то я буду самый плохой брат. Так и все Поместные Церкви должны помочь по мере своих сил Болгарской Православной Церкви, потому что сейчас ее притесняют внешние и внутренние враги. Поскольку Русская Православная Церковь является самой значимой и первой Церковью в мире своим православным духом, Божией силой и мудростию, наш Священный Синод ожидает соответствующую поддержку от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.