Завершившийся в Москве 17 октября Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви можно было бы назвать «Собором примирения» между главой РПСЦ Митрополитом Корнилием (Титовым) и внутрицерковной «оппозицией». Немногочисленная «оппозиция» организованно выступила против предстоятеля РПСЦ на Соборе 2007 года, который принял противоречивые решения. Старообрядцы подтвердили, что считают Московский Патриархат еретическим, но решили продолжать с ним диалог. Встречи Митрополита Корнилия с «никонианами» ограничили протоколом (который еще, впрочем, не принят), но в его лобзании с Патриархом Алексием II весной прошлого года не нашли никакой измены вере. «Бунтовщиков», требовавших низложения Митрополита Корнилия, наказали. И на всякий случай запретили старообрядцам пользоваться псевдонимами при общении в интернете.
После этого один из старообрядческих епископов Герман (Савельев) вместе с частью духовенства и мирян Дальневосточной епархии РПСЦ заявил о том, что прекращает молитвенное общение с Московской митрополией и создает новое старообрядческое согласие. Однако дела у него не задались, так как «оппозиция» перессорилась между собой. Возглавивший было новое согласие епископ Герман попросился обратно в юрисдикцию Митрополита Корнилия. В таком довольно неуравновешенном состоянии Строобрядческая Церковь и пребывала накануне Собора нынешнего года, о чем «НГР» писали в прошлом номере.
Вопрос о внутрицерковном «раздоре» обсуждался в первый день работы Собора. Раздор – это вроде еще не раскол (что гораздо серьезнее, к тому же старообрядцы всячески избегают использовать этот термин), а так – некоторое недоразумение. И «партия» правящего Митрополита Корнилия, и «оппозиция» ему – обе стороны сделали необходимые шаги к примирению. Епископ Герман был принят обратно в РПСЦ с покаянием. Правда, «оппозиция» настаивала на том, чтобы причиной «раздора» были признаны действия Митрополита Корнилия в ходе его контактов с Московским Патриархатом. Но это предварительное условие для принесения покаяния было отвергнуто Собором. Митрополит Корнилий напомнил всем недовольным притчу о блудном сыне, который покаялся без каких-либо «ультимативных условий» со своей стороны и был прощен отцом. В итоге епископ Герман за совершенный им «раздор» был лишен сана, хотя Митрополит Корнилий ходатайствовал о его прощении. Дальневосточную епархию решили не упразднять, а передать под прямое управление главы РПСЦ.
Однако теперь Старообрядческая Церковь столкнулась с другими проблемами. 15 октября, как раз в день открытия Собора в Рогожской Слободе, Минюст РФ опубликовал список религиозных организаций, которые не смогли в надлежащий срок предоставить государству сведения о себе и подлежат закрытию по суду. В этом списке оказались две епархии РПСЦ – Казанско-Вятская и Новосибирская. Последнюю уже более 15 лет возглавляет епископ Новосибирский Силуян (Килин), а Казанско-Вятская епархия пока вдовствует. Впрочем, как и предполагали «НГР», эта проблема была успешно решена на нынешнем Соборе, который определил новым казанским епископом быть священноиноку Евфимию (Дубинову). Похоже, первое, с чем он столкнется в своей деятельности, – бумажная волокита из-за проблем, связанных с Минюстом. Возможно, эти проблемы возникли не на пустом месте. По-видимому, Старообрядческая Церковь испытывает нехватку кадров, и в упомянутых епархиях просто некому собирать необходимую информацию для предоставления отчетности в Минюст. Однако обе епархии существуют на самом деле, не на бумаге. Добиваться в суде их закрытия – верный способ поссорить верующих с государством. Хуже могут быть только административные запреты.
Что же в остатке? Митрополит Корнилий, очевидно, пересилил изрядно поредевшую с прошлого года старообрядческую «оппозицию». Во всяком случае, теперь всерьез говорить о ней не приходится. Так что нынешнее примирение больше похоже на сдачу, которая, разумеется, обставляется в соответствии с правилами церковного благолепия – его все староверы свято блюдут вне зависимости от того, хорошо или плохо они относятся к нынешнему предстоятелю РПСЦ. Любопытная деталь: не так давно деятельность Митрополита Андриана (Четвергова), возглавлявшего РПСЦ в 2004 – 2005 годах, воспринималась многими нынешними критиками Митрополита Корнилия с восторгом, чуть ли не как «старообрядческое аджорнаменто» – церковное обновление, характеризующееся в том числе и возросшей активностью Церкви во «внешнем мире». Митрополит Корнилий вроде бы делает все то же, что и его предшественник, который также встречался с «никонианами» и участвовал в общих с ними мероприятиях. Но при нынешнем предстоятеле возобладал более привычный подход: сор из избы не выносить!
За всеми этими интригами остается неясным главное – как все-таки старообрядцы относятся к современному Московскому Патриархату? Считают его приверженцев еретиками или ведут с ними какой-то диалог? Ведь очевидно, что одно исключает другое. А вот при Митрополите Корнилии РПСЦ как-то удается это совмещать. Правда, несколько состоявшихся в текущем году встреч старообрядцев со священником РПЦ Даниилом Сысоевым «диалогом» всерьез не назовешь. Значительная часть духовенства Московского Патриархата, несмотря на снятие в 1971 году анафем на старые обряды «яко не бывших», по-прежнему считают РПСЦ и другие старообрядческие согласия «безблагодатным расколом». Со своей стороны, Старообрядческая Церковь опасается поглощения со стороны РПЦ и в 2007 году вернулась на путь анафем, подтвердив, что считает «никониан» еретиками. Объективно условия для диалога между РПЦ и РПСЦ совсем не благоприятные.
Вслед за вопросом об отношениях с Московским Патриархатом встает и другой – как старообрядцам выстраивать взаимоотношения с государством? Конечно, Старообрядческая Церковь по своей воле никогда не пойдет на конфликт с властями предержащими, напротив – всячески стремится расширять с ними контакты. Митрополит Корнилий принимает участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Другое дело, что в регионах интересы староверов могут совсем не учитываться местными властями. Что же делать? Пытаться выторговать себе какие-то малые привилегии там, где у РПЦ уже есть большие? Или уходить в «глухой отказ», как это делают в более радикальных в плане социальной доктрины старообрядческих согласиях или, если уж на то пошло, как «диомидовцы» в нынешней РПЦ? Неуклюжие действия Минюста сейчас подталкивают РПСЦ именно к этому. Как известно, государственной Церкви в России сейчас нет, но есть Церковь господствующая. Достаточно сказать, что восстановление Ново-Иерусалимского монастыря, любимого детища Патриарха Никона – главного виновника раскола Русской Церкви XVII века – объявлено президентом Дмитрием Медведевым делом государственной важности.