0
3782
Газета Тенденции Интернет-версия

21.05.2008 00:00:00

Где находится ад

Тэги: дания, церковь, дискуссия, бог, ад, вера


дания, церковь, дискуссия, бог, ад, вера Дантов ад для датских лютеран – реликт седого прошлого.
Сандро Боттичелли. Ад. Песнь XVIII. Берлинский государственный музей

В апреле в датских СМИ развернулась жаркая дискуссия. Всему виной – Ян Линдхардт, лютеранский епископ города Роскильде. В конце марта он заявил газете Kristeligt Dagblad, что христианский ад не место, где души грешников горят вечным огнем, а всего лишь состояние сознания, отчаяние и ощущение абсурдности происходящего вокруг. Побывать в аду, таким образом, можно и при жизни. Бог же милосерден, утверждает Линдхардт, поэтому после смерти «никто не обречен на адские муки».

Эти заявления епископ сделал незадолго до собственной отставки. «Уволили за чрезмерный либерализм?» – спросит читатель. Вовсе нет. Просто 1 мая Линдхардту исполнилось 70 лет, и, по церковным канонам, он должен был оставить свой пост. «Чрезмерного» либерализма в Лютеранской Церкви Дании не бывает. Лучшая тому иллюстрация – разрешение пасторам благословлять однополые союзы, принятое еще в 1997 году.

Казалось бы, в XXI веке вполне нормально, даже для священнослужителя, подвергать сомнению традиционные представления об аде с чертями и вечным пламенем. Тем не менее в той же Kristeligt Dagblad появились высказывания тех, кто «реформировать ад» не согласен. Например, президента консервативной лютеранской организации Indre Mission Андерса Далгорда. Он ссылается на Евангелие от Иоанна, в 16 стихе 3 главы которого сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». То есть, рассуждает Далгорд, после смерти у человека два пути: к спасению в раю или вечной погибели в аду. «Мы не можем отрицать ад лишь по той причине, что он нам неприятен», – считает он.

«Христианство без ада – это христианство без Иисуса, – пишет пастор Йорген Йоргенсен. – Епископ Роскильде незадолго до отставки использовал последнюю возможность высказаться в СМИ... Изъять ад из новозаветных проповедей Иисуса просто невозможно. Всякий, кто откроет Новый Завет, неизбежно поймет: все, что делал Иисус, – одна большая битва с целью освободить нас от адских мук. Если ты не хочешь быть христианином – у нас в Дании свобода вероисповедания. Но нечестно менять христианство до неузнаваемости». Ему вторит пастор Хенрик Хёйлунд. «Почему бы нам не отменить еще и крещение? – спрашивает он. – Или Троицу? Или рай – ведь он лишь несколько раз упоминается в Новом Завете?» «Ура! Ада нет! Бог политкорректен!» – иронизировали на одном из консервативных интернет-сайтов. Линдхардта просто называют популистом, который пытается сомнительным способом вернуть верующих в Церковь. «В защиту» ада высказались датские католики и православные.

Однако у епископа-либерала нашлись и сочувствующие, настоящая «группа поддержки». В том числе и пасторы. Так, например, пастор Якоб Хольм написал в Kristeligt Dagblad следующее: «Нужно разделять спасение и муки. Однако в Библии нигде не говорится о том, что ад – это место, где человек подвергается вечным мукам без надежды на спасение. Ад – это то, с чем мы сталкиваемся в жизни». Раскритиковал консерваторов и пастор Гудмунд Раск Педерсен. «Проповедь Христа, – полагает он, – сделала ад, в котором томятся души, ненужным. Те, кто призывает сохранить прежние представления об аде, сами не верят в такой ад».

За «реформу» представлений об аде высказались и светские ученые. Интересно, например, мнение профессора истории искусства Акселя Больвига: «Если прав был Жан-Поль Сартр, утверждавший, что «ад – это другие», то Церковь вполне может отменить ад. «Другие» переняли все качества преисподней, сегодня это наилучшим образом иллюстрируют экологические катастрофы». Он напоминает о том, что в позднем Средневековье Церкви (тогда, разумеется, Католической) пришлось «вызвать к жизни» ад, чтобы при помощи страха контролировать людей. В то же время, как отмечает Больвиг, фрески в датских церквах «давали человеку надежду». На них, как правило, изображались весы, на которых взвешивались добрые и злые поступки покойников. Одну чашу тянули вниз черти, вторую – Дева Мария и архангел Гавриил. И добро всегда побеждало.

Датский искусствовед резюмирует: если ад в то время и не упразднялся де-факто этими фресками, то во всяком случае у человека, пришедшего в церковь, складывалось впечатление, что преисподняя ожидает лишь тяжких грешников.

Не остались безучастны и люди, казалось бы, далекие от богословских штудий. В дискуссию решил включиться датский музыковед Ларс Бисгорд. Он считает, что в 2008 году «вполне естественно задаваться вопросом о том, как следует понимать ад... Лично мне всегда представлялось, что Иисус, пострадав, будучи распят, погибнув и воскреснув, прошел адские муки за нас и раз и навсегда победил смерть и силу ада. Бога нельзя назвать всемилостивым, если он, вопреки тому, что сделал Христос, стал бы дискриминировать кого-либо, спасать только своих приверженцев, а всех остальных осуждать на вечные муки. Измеряя Бога человеческими мерками, мы сведем его к абсурду... Ад – это ментальная и физическая атмосфера, которую мы создаем вокруг себя и окружающих. Ад – это также архетипическая структура коллективного бессознательного, о которой более 30 лет назад писал психолог Станислав Гроф».

Пока у датских лютеран «суд да дело», из Норвегии до Дании долетела новость: к 2010 году норвежское Библейское общество должно завершить новый перевод Библии. И корреспондент местной газеты Vart land как раз задал главе Библейского общества Одду Бондевику, лютеранскому епископу на покое, вопрос: как будет в новом переводе решен вопрос со словом «ад»?

Вопрос, нужно сказать, не случайный. В 2002 году в Норвегии уже был издан новый перевод четырех канонических Евангелий. Переводчик, известный библеист и либеральный лютеранский богослов Якоб Ервелл, убрал из текста слово helvete («ад» по-норвежски) и заменил его еврейским словом «геенна». Он утверждает, что геенна – это место к югу от Иерусалима, куда евреи сбрасывали нечистоты и тела преступников. Тогда идея Ервелла подверглась критике – в том числе и со стороны Одда Бондевика.

Однако сам Бондевик, как показало интервью норвежской газете, вовсе не склонен считать слово «ад» удачным. Оно, как считает глава Библейского общества, вызывает ассоциации со средневековой преисподней (как у Данте), и поэтому смысл слова становится банальным. Адекватной замены helvete Бондевик пока не знает. По его мнению, новое слово не должно снимать разграничение между спасением и осуждением, муками. Когда же журналист спросил его, использует ли он сам слово «ад» в повседневной жизни, Бондевик задумался, но потом признал: «Нет, не использую».

Для Дании или Норвегии практика открытого обсуждения вопросов веры, в том числе и в прессе, – вполне нормальное явление. Пастор может усомниться в том, что епископ – «хороший христианин», а мирянин – в том, что пастор верно интерпретирует Библию. Истины не спускаются сверху, не всегда прав тот, кто является пастором или даже епископом. Это и есть пресловутый «лютеранский либерализм». Он не ограничивается геями у алтаря или политкорректной Библией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1757
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1102
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
800
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1083

Другие новости