Скандал, вызванный появлением в интернете антиисламского фильма голландского политика правых взглядов Геерта Вилдерса «Фитна», не спешит затухать. На прошлой неделе правительство Индонезии закрыло жителям страны доступ к сайтам, на которых размещен фильм. В их числе оказались популярные YouTube и MySpace. 7 апреля в штаб-квартире движения «Мухаммадийя» лидеры индонезийских мусульман встретились с послом Нидерландов. Они призвали голландское правительство возбудить уголовное дело против Вилдерса за оскорбление чувств верующих.
«Фитна» впервые появилась на сайте LiveLeak 27 марта, в семь вечера. Западный мир, наученный горькими уроками «карикатурной войны», осудил фильм и его автора. Премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде заявил: «Фильм приравнивает ислам к насилию. Мы отвергаем эту интерпретацию. Подавляющее большинство мусульман выступают против насилия и экстремизма. Сами мусульмане подчас становятся жертвами террористов... Мы сожалеем, что господин Вилдерс распространил этот фильм. Он преследует лишь одну цель – оскорбить мусульман». Индонезийским мусульманам таких заявлений мало. Они требуют суда и приговора. Между тем голландское правосудие уже высказалось по поводу Вилдерса.
Суд Гааги не стал запрещать показ «Фитны». Свое решение он обнародовал 7 апреля. Это был ответ на иск Исламской федерации Нидерландов. Суд напомнил мусульманам о свободе слова, о праве Геерта Вилдерса критиковать ислам и Коран. Кстати, это не первый случай, когда правосудие вступилось за Вилдерса. В августе прошлого года он написал статью в газету De Volkskrant. В ней политик заявлял, что распространение Корана в Голландии должно быть запрещено, так как это – «фашистская книга» наподобие «Майн кампф» Адольфа Гитлера. Мусульмане возмутились и обратились в суд. Но суд признал за Вилдерсом «свободу слова».
Показательна реакция на выход в свет «Фитны» датского карикатуриста Курта Вестергаарда. В 2005 году он изобразил пророка Мухаммада с тюрбаном в виде бомбы и исламский мир пришел в ярость. Его жизни по-прежнему угрожают радикалы-исламисты. Вилдерс использовал его рисунок в своем фильме, и Вестергаард потребовал убрать его, сославшись на авторское право. Он также нарисовал карикатуру на голландского политика: Вилдерс с бомбой на голове огорожен желтой пластиковой лентой, а на ней табличка «Осторожно, свобода слова!». Вестергаард явно напуган и пытается отвратить от себя возможный удар экстремистов. Между тем радикальность «Фитны» и его карикатуры примерно одинаковы...
Геерт Вилдерс в «Фитне» задался целью наглядно продемонстрировать, почему он считает Коран экстремистской и даже фашистской книгой. Фильм построен таким образом: звучит голос имама, нараспев читающего айяты из Корана, на экране появляется их перевод, а дальше следует подборка кадров, иллюстрирующих «коранические тезисы». Например: «И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы, ими вы устрашите врага Аллаха и вашего врага, и других, помимо них...» (сура 8, айят 60). Следуют кадры, связанные с терактами в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне. Или: «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне!» (сура 4, айят 56). Следуют антисемитская проповедь багдадского шейха Бакра аль-Самараи, снятая на любительскую камеру, фотографии протестующих мусульман с плакатом «Гитлер был прав!».
Маленькую девочку спрашивают, что она знает о евреях, и та отвечает, что они – «обезьяны и свиньи». И так далее в том же духе... Понятно, что «Фитна» – фильм тенденциозный, демагогичный, что мы имеем дело с правой публицистикой в духе итальянской писательницы Орианы Фаллачи. Понятно, что Коран создавался в VII веке и читать его нужно, учитывая исторический контекст. Только фундаменталист может буквально воспринимать то, что было написано полторы тысячи лет назад, и считать все это указанием к действию. Также понятно, что «Фитна» не просто частное высказывание Геерта Вилдерса. Он политик, следовательно, его высказывания призваны влиять на общественное мнение и отражают точку зрения его избирателей. За места в парламенте борются не для того, чтобы высказывать частные мнения.
Но вот какой ответ Геерту Вилдерсу от лица мусульман прозвучал из далекого Ирана. Агентство France Presse приводит слова айятоллы Ахмада Хатами (члена так называемого Совета экспертов, избирающего высшего руководителя страны), произнесенные в ходе пятничной проповеди в Тегеране: «За этим сатанинским деянием (имеется в виду создание фильма «Фитна». – «НГР») стоит сионистский режим. Этот несчастный голландский депутат 40 раз за последние 25 лет бывал в Израиле. Поэтому мы говорим: «Смерть Израилю!» Все эти фильмы и карикатуры распространяются под предлогом свободы распространения информации в Европе. Но это великая ложь западной либеральной демократии, потому что всякий, кто отрицает официальную версию Холокоста, оказывается в тюрьме».
Ахмад Хатами отнюдь не маргинал в иранском истеблишменте. Отсюда вопрос: как следует воспринимать его высказывания? Хатами каким-то образом опроверг тезисы Вилдерса или дал лишний повод считать, что эти тезисы справедливы и обоснованы? Исламский мир подчас льет больше воды на мельницу исламофобии, чем Вилдерс, Фаллачи и все датские карикатуристы вместе взятые.
Разумеется, не все мусульмане мыслят одинаково. Но как простому западному человеку разобраться, какой ислам «правильный», а какой – нет? Особенно если этот человек смотрит телевизор, читает ленты новостей в интернете и видит одно и то же: «Аль-Каида», Армия Махди, захват заложников, акции протеста под антизападными лозунгами. Что делается в самом исламском мире, чтобы на Западе о мусульманах думали иначе, чтобы голландцы, датчане, французы, немцы, итальянцы смотрели фильмы вроде «Фитны», качали головами, махали руками и говорили: «Какая ерунда, мусульмане совсем другие»? Оправдываются ли правительства исламских стран за высказывания своих не в меру ретивых имамов и политиков?
Пожалуй, самую адекватную критику фильма Вилдерса представили его коллеги-парламентарии Питер ван Геел, Мариетте Хамер и Марк Рутте. Они заметили, что в «Фитне» ничего не говорится о том, как интегрировать мусульман в голландское общество, как победить исламский экстремизм. То есть фильм – просто попытка подбросить дров в уже пылающий костер, демагогия и политиканство. Критиковать можно и ислам, и христианство, и иудаизм, и все что угодно. Только критика должна быть конструктивной. Принцип Портоса: «Я дерусь, потому что я дерусь» – здесь неприемлем.
Как следует воспринимать фильм Геерта Вилдерса? Как точку зрения правого политика и популизм. Для Запада подобные высказывания нормальны, потому что западная культура, в том числе и политическая, основана на состязательности мнений, а не на принципе «вот этот пусть говорит, а вот тем заткните, пожалуйста, рты или посадите их в тюрьму». Мусульманам стоит воспринимать «Фитну» спокойно, рассудительно и больше работать над тем, чтобы такого рода фильмы не пользовались популярностью среди европейцев, а воспринимались бы как вопли маргиналов. Если бы в исламском мире поступали именно так, то многих проблем удалось бы избежать.