Проблема интеграции турецких иммигрантов в немецкое общество остается для Германии крайне острой. В середине марта ФРГ посетил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Его высказывания относительно ассимиляции турок вызвали широкую общественную дискуссию. Эрдоган назвал ассимиляцию «преступлением против человечности» и предложил создавать в Германии школы-гимназии, обучение в которых велось бы на турецком языке.
В то же время в Берлине под председательством министра внутренних дел ФРГ Вольфганга Шойбле прошла III Германская исламская конференция, аккурат посвященная интеграции мусульман. В настоящий момент в стране их около 3 миллионов. На конференции, в частности, обсуждалась тема введения в немецких школах уроков изучения Корана. Причем Шойбле выступил за то, чтобы такие занятия проводились исключительно на немецком языке, под контролем государства, а преподаватели утверждались совместно Министерством образования и мусульманской общиной.
В итоге было принято решение, согласно которому в будущем в немецких школах дети-мусульмане смогут изучать основы и историю ислама. Иоганн-Альбрехт Хаупт, член старейшей правозащитной организации Германии «Гуманистический союз», требующей последовательного соблюдения принципа отделения религии от государства, считает такое решение закономерным. Ведь в немецких школах преподается Закон Божий. В то же время, по мнению Хаупта, государство должно быть мировоззренчески нейтральным и не выступать в роли проводника религии.
Католики и лютеране преподают в немецких школах Закон Божий со времен Веймарской республики. В 1919 году так выглядел компромисс, найденный после того, как религиозные организации были отделены от государства. Добились этой уступки доминировавшие в то время консервативные политические круги, опиравшиеся на Евангелическо-Лютеранскую Церковь. Теперь же, когда людей, относящих себя к христианству, в Германии уже не 90%, как раньше, а 65%, обе Церкви (Лютеранская и Католическая) не допускают никаких перемен и изо всех сил стремятся сохранить доступ к подрастающему поколению. Именно они определяют содержание уроков религии, дают согласие на их проведение. В результате детей не только обучают и информируют, но также индоктринируют. Как отмечает Хаупт, значительные финансовые средства (а именно от 2 до 3 млрд. евро) в проведение этих занятий вкладывает государство, а точнее, налогоплательщики вне зависимости от религиозной принадлежности.
Теперь такие же права могут получить и мусульманские организации. Впрочем, по мнению Иоганна-Альбрехта Хаупта, организация занятий по основам ислама неминуемо натолкнется на множество трудностей. Например, не совсем понятно, как построить такого рода курс, если представления суннитов, шиитов и алавитов об исламе далеко не во всем совпадают.
Тем не менее прецеденты уже имеются. В Нижней Саксонии преподавание ислама было опробовано в нескольких десятках школ. Содержание уроков тогда совместно выработали различные исламские объединения, представители которых собрались вместе на специальном круглом столе. Преподаватели ислама, по большей части турки, обязались вести уроки на немецком языке и перед тем, как приступить к своим обязанностям, проходить проверку на «профпригодность». Ведь далеко не каждый человек – прирожденный педагог. Примечательно, что первые отклики родителей на эти занятия оказались очень позитивными.
Немецкие эксперты признают: в Германии люди крайне мало знают о мусульманах, практически не владеют информацией об их жизни, религии. По словам преподавателя истории ислама Ламии Каддор, которая первой стала вести такие уроки на немецком языке, в сознании людей преобладают стереотипы, дебаты об исламе сводятся к крайностям: обсуждению принудительного брака, кровной мести, терроризма.
Чтобы повысить уровень информированности общества о жизни мусульман и исламе в целом, группа ученых из четырех исследовательских организаций в Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на-Одере и Галле по заказу федерального правительства проводит исследование под общим названием «Мусульмане в Европе», которое продлится до 2009 года. В центре внимания ученых находятся ценности и идеи различных исламских групп и институций в Европе, их представления о Европе.
Пока же участившиеся случаи преступлений, совершенных молодыми людьми в Германии, все чаще ставятся немецкими политиками и общественными деятелями в вину мигрантам-мусульманам. В результате, согласно данным социологического исследования, проведенного Институтом изучения общественного мнения Emnid по заказу газеты Die Zeit, каждый второй немецкий турок чувствует себя в Германии незваным гостем. Причем это касается не только переселенцев первого поколения, но и второго.
Восприятие ФРГ у них в целом положительное – две трети опрошенных говорят: «в целом хорошо, что моя семья переехала в Германию». При этом подавляющее большинство желает, чтобы их своеобразие в большей степени принимали во внимание. Почти половина опрошенных с трудом может себе представить, что когда-либо примет немецкого зятя или невестку в свою семью. Турки разрываются между стремлением интегрироваться в немецкое общество и страхом потерять свою идентичность. Примечательно, что больше половины опрошенных согласились со следующим утверждением: «В Германии я чувствую себя турком, в Турции – немцем». Такой расщепленной идентичностью обладают как высококвалифицированные специалисты, так и молодые люди.
65% опрошенных турок придерживаются мнения о том, что можно «одновременно быть как хорошим мусульманином, так и хорошим немцем». Это значит, что не только большинство немецкого населения, но и треть иммигрантов испытывают сомнения относительно совместимости ислама и западной культуры и общества.