0
1450
Газета Тенденции Интернет-версия

19.03.2008 00:00:00

Турецкая контрреволюция

Тэги: турция, религия, проблема


Вот уже полгода мир наблюдает за яростной полемикой сторонников и противников правящей Партии справедливости и развития, которая инициирует все новые послабления в отношении проникновения исламизма в общественную и политическую жизнь Турецкой Республики. Ожесточение, которым в Турции сопровождается обсуждение места религии в жизни общества, не всегда понятно российскому читателю. О ситуации, сложившейся в Турции, где религия стала камнем преткновения, рассказывает главный редактор турецкого телеканала Ulusal Ферит Илсевер.

– Господин Илсевер, почему вопрос о ношении мусульманского платка в учебных заведениях носит столь принципиальный характер, став практически проблемой государственного масштаба?

– До 1980 года не существовало никакого запрета на то, чтобы женщины с покрытой платком головой посещали университеты. И никому даже в голову не приходило вводить такой запрет. Изначально платок на голове означал всего лишь добросовестное соблюдение женщинами религиозных установлений. Но сейчас враги республиканского строя устраивают провокации и пропагандистские кампании против Турецкой Республики и ее Конституции. Хиджаб стал инструментом и религиозным символом этой борьбы со светским государством. Враги светского строя сделали хиджаб отличительным знаком своей приверженности религиозным ценностям, расколов по этому внешнему признаку некогда единое общество. Вот почему был введен запрет на ношение хиджаба в государственных учреждениях, принята соответствующая конституционная поправка. Но сейчас, после отмены этого конституционного запрета, можно уже с уверенностью утверждать, что контрреволюционное движение набирает силу и власти готовы придать ему официальный статус. Эти поправки в Основной закон демонстрируют очевидное намерение поколебать фундаментальные принципы республики, которые не должны подлежать пересмотру. Эта инициатива скрывает свою истинную сущность несколькими лицемерными лозунгами. «Свобода в университетах» – один из них. Такое безобидное требование, оправдываемое стремлением к свободе, со временем преобразовалось в главный элемент деструктивной политики по отношению к фундаментальным ценностям республики. Требование правящей Партии Справедливости и Развития о снятии запрета на хиджаб в основе своей продиктовано именно этими намерениями. Они хотят искоренить все завоевания революции Ататюрка. В результате Турция будет расколота, если этот процесс не остановить.

– Расскажите об истории секуляризации Турции. Почему Ататюрк начал наступление на религию? Может быть, в 1920–30-е годы. ислам мешал модернизации, а в наше время найдены, как утверждают «умеренные исламисты», способы совместить модернизацию и европейскую интеграцию с возрождением исламских ценностей?

– История секуляризации Турции – это в то же время история ее свободы. Турция может сохранить свою приверженность лаицизму (принципу отделения религии от государства. – «НГР»), только выступая против империализма стран Запада, и прежде всего США. Если наша страна капитулирует перед империализмом, это означает, что она отдаст себя во власть феодальным силам, укорененным на Ближнем Востоке, и станет уязвима для ретроградного движения. Так было в начале прошлого века, так обстоят дела и сейчас. Революция, возглавляемая Ататюрком, была национально-демократической. Ее окончательная цель – преодолеть ретроградные социальные тенденции и создать свободную и демократическую Турцию. В 1920–30-е годы Турция одержала победу над британскими и французскими империалистами во время национально-освободительной войны. Была основана революционная республика. Секуляризм – один из основополагающих принципов республики. Согласно этому принципу, религия отделяется от государства и допускается только в частной сфере.

Этот принцип действовал до 1940 года, до того как Турция по завершении Второй мировой войны окончательно вошла в политическую орбиту США. С этого времени начался медленный отказ от свободы и лаицизма. Да, последний сокрушительный удар по республиканским основам, в том числе секулярности общества, нанес нам американский империализм. Сегодня США навязывают Турции «либеральный ислам» как социальную и политическую модель.

– Почему в Турции сложилось так, что главным гарантом светской республики выступает армия? Как в условиях всеобщей воинской повинности препятствовать проникновению в армейские ряды политических исламистов?

– В Турции гарантией сохранения республики служит согласие народа и армии. В нашей стране на протяжении последних 150 лет все революционные движения базируются на этом альянсе. Если этот альянс нарушится, ни республика, ни лаицизм не смогут возродиться. Турецкая армия – вооруженное крыло революционной элиты. Наше национальное государство держится на этой силе, очень революционной по своей сути. Задача нашей армии – обеспечение существования республики. В том числе армия стоит на страже принципа лаицизма. Она и себя сохраняет от контрреволюционных заговоров.

– Почему резко секулярных позиций придерживаются представители системы образования в современной Турции?

– Потому что лаицизм является непременным условием современного и научного образования. До создания республики юноши получали образование в мусульманских духовных училищах. Во всех сферах жизни действовали законы шариата. 3 марта 1924 года в связи с ликвидацией Seriye ve Evkaf Vekaleti (административный орган, обеспечивающий соблюдение людьми законов шариата) и установлением единой системы образования религия была полностью отделена от государства и официально создана современная и светская система образования. Такие радикальные перемены означали начало периода просвещения, основанного на разуме и научных достижениях. Естественно ожидать от представителей этой системы приверженности лаицизму.

– Почему исламистские идеи популярны среди курдов Юго-Восточной Анатолии, а также в наименее обеспеченных слоях населения? Может быть, все это свидетельствует о недостатках политики кемалистов при решении социальных вопросов и проблем меньшинств? Какую социальную программу предлагают противники исламизации страны?

– Мустафа Кемаль Ататюрк дал такое определение национализма: «Народ Турции, разделяющий основополагающие принципы республики». На сотрудничестве турок и курдов зиждется Турция, ставшая отечеством для единой нации. С прошлого века идет борьба двух взаимоисключающих политических проектов: империализма, зовущего нас в Средневековье, и прогрессивной программы развития, заложенной в революции Ататюрка. Второй проект содержит шесть принципов. Эти принципы выведены Ататюрком из практики революционной борьбы и позже, в 1937 году, включены в Конституцию Турции. Эти принципы следующие: революционность, национализм, республиканство, социализм, этатизм и лаицизм. Этой программе 150 лет, она одобрена и узаконена нашим народом и отражает облик просвещенной, прогрессивной Турции. После 1950 года, когда была разрешена многопартийность, реакционеры, особенно в юго-восточной Анатолии, стараются свести на нет следование программе Ататюрка. Основная причина негативного влияния ретроградов на эту часть Турции связана с переходом власти в стране в руки исламистов. Одним из частных случаев данного процесса и является ситуация в юго-восточной Анатолии, где успешно возрождаются пережитки феодализма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
569
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
556
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
376
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
298

Другие новости