Многие члены ВСЦ недовольны руководством Сэмуэля Кобиа. Похоже, он станет первым генсеком этой организации, который не будет продлевать свои полномочия.
Фото с официального сайта www.oikoumene.org
В феврале Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), старейшая межхристианская международная экуменическая организация мира, отпраздновал 60-летие. Праздничную атмосферу несколько омрачило заявление генсека ВСЦ Сэмуэля Кобиа, не пожелавшего вторично баллотироваться на этот пост. Об этом Кобиа объявил 18 февраля на заседании Центрального комитета организации в Женеве. Срок его пребывания на посту генсека истекает в декабре 2008 года. Свое решение Кобиа мотивировал «личными обстоятельствами». Он станет первым генеральным секретарем в истории ВСЦ, отказавшимся продлевать свои полномочия.
На пресс-конференции в Найроби (Кения) член Исполкома и Центрального комитета ВСЦ Агнес Абуом заявила, что решение генсека – не результат давления. Между тем в феврале Кобиа подвергся настоящей информационной атаке со стороны немецких лютеранских массмедиа. Сначала информагентство Evangelischer Pressedienst сообщило, что американский университет Фэйрфакса (город Батон-Руж, штат Луизиана), в котором защищал диссертацию Сэмуэль Кобиа, не имеет государственной аккредитации. Это означает, что его докторская степень (степень Ph. D., соответствующая российскому «кандидату наук») недействительна.
Кобиа заявил, что ничего об этом не знал. Он был шокирован и расстроен. Видимо, генсек не слышал о случае со шведским министром трудоустройства Свеном Отто Литторином. Он также защищал диссертацию в университете Фэйрфакса и прошлым летом был немало удивлен, узнав, что в научном сообществе его степень не котируется. В шведской и европейской прессе об этом писали немало.
Впрочем, едва ли ситуация с докторской степенью могла заставить Кобиа уйти. Скорее дело в том, что далеко не все члены ВСЦ довольны его руководством. Evangelische Pressedienst опубликовало интервью с лютеранским епископом города Касселя Мартином Хайном, который изложил основные претензии Евангелической Церкви Германии к нынешнему генсеку ВСЦ. Игнорировать эти претензии нельзя. Членами ВСЦ являются 349 христианских Церквей и организаций. При этом треть бюджета ВСЦ формируется из средств немецких Протестантских Церквей. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
Чем же недовольны немцы? Прежде всего тем, что ВСЦ «высказывается по любому поводу» и превращается в аналог Организации Объединенных Наций. Епископ Хайн полагает, что это было важно в период холодной войны или геноцида в Южной Африке, но сейчас утратило актуальность. Кроме того, Сэмуэль Кобиа, по его мнению, подчас принимает решения без необходимых консультаций с другими членами ВСЦ и слишком много времени проводит в зарубежных поездках. «Порой я удивляюсь тому, как часто генсек находится в пути», – говорит Хайн. Наконец, немецких лютеран совершенно не устраивает система финансирования организации. По словам Мартина Хайна, Православные Церкви могли бы выделять в бюджет ВСЦ больше средств.
Предложение любопытное, если учесть, что среди православных отношение к деятельности ВСЦ неоднозначное. Грузинская и Болгарская Церкви уже покинули эту организацию. Критические стрелы в сторону ВСЦ то и дело летят со стороны Русской Православной Церкви. «НГР» обратились за комментарием к зампреду Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерею Всеволоду Чаплину:
– Отец Всеволод, епископ Мартин Хайн полагает, что Православные Церкви могли бы увеличить финансирование ВСЦ. Как бы вы это прокомментировали?
– Православные Церкви платят членские взносы в том объеме, который им позволяет их экономическое положение. Крупные Протестантские Церкви в Западной Европе находятся в более выгодном положении. У них не отбирали собственность, которая приносит им доход. Они финансируются либо из госбюджета, либо за счет специального церковного налога. Наиболее активные Православные Церкви перечисляют в бюджет ВСЦ по 10–20 тысяч долларов. Наша Церковь недавно увеличила свои взносы, но и они остаются небольшими. Что уж говорить о Церквах, испытывающих серьезные финансовые трудности, например о Сербской Церкви?!
– Сэмуэль Кобиа уходит со своего поста. Если его сменит более консервативный генсек, может ли это повлиять на отношение Московского Патриархата к деятельности ВСЦ? Ведь сейчас это отношение весьма скептическое...
– Не думаю, что обстановка в ВСЦ радикально изменится. Генсек – ведущая фигура в аппарате организации, но в своей деятельности он всегда ориентируется на мнение Церквей-членов. В целом ВСЦ переживает не лучшие времена: сокращается штат, организация уже не распределяет гуманитарную помощь для бедствующих стран и Церквей. Но самое главное, что христианские Церкви и общины все дальше отходят от возможности реального объединения. Католическая Церковь все более определенно говорит о себе как о единственном воплощении полноты церковности. Протестантские Церкви все чаще стараются подчеркивать свои отличия от православных и католиков. В православном мире большинство активных и мыслящих людей настаивает на том, что именно их Церковь – это главная или даже единственная наследница апостольского христианства, а остальные от него отступили. Богословские разногласия усугубляются этическими новациями некоторых протестантов, например, рукоположением гомосексуалов и одобрением их союзов. Цель, ради которой задумывался ВСЦ, то есть объединение христиан, отдаляется, и это понимают даже седеющие энтузиасты экуменизма.
Вполне естественно встает вопрос о совместных молитвах. Они практиковались в 1960–1990-е годы, я сам участвовал в них. Но тогда симпатия многих православных к подобным молитвам объяснялась надеждой на воссоединение христиан через возвращение к вере древней Церкви. Сейчас о близости единства никто всерьез не говорит, почти все в Русской Церкви не одобряют таких молитв, и, по-моему, общецерковное решение по этому вопросу назрело. На мой сугубо личный взгляд, оно могло бы иметь следующие параметры. Посещение православными людьми католических или протестантских храмов, присутствие при инославном богослужении без явной или сокровенной молитвы, православная молитва перед общехристианскими святынями – все это вещи допустимые. А вот от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться. Я сам в таких молитвах больше не участвую. Так же поступают и другие делегаты от нашей Церкви в ВСЦ.
– Вы говорите, что надежды оскудели. Нужен ли в таком случае ВСЦ?
– Должен сказать, что ВСЦ сегодня – довольно авторитетный форум, в рамках которого христиане разных конфессий могут обменяться взглядами на современный мир и сделать публичные заявления. У большинства членов ВСЦ близкие позиции по вопросам экономической глобализации, экологического кризиса, конфликтов во многих странах мира, общественной роли религии и т.д. Вряд ли стоит покидать форум, на котором можно продуктивно обсуждать такие темы.
* * *
Таково мнение протоиерея Всеволода Чаплина. Итак, лютеране сетуют на то, что ВСЦ превратился в мини-ООН. Зато Московский Патриархат это, кажется, вполне устраивает. Лютеране еще не успели до конца разочароваться в экуменическом проекте. В Русской Православной Церкви же считают, что эпоха больших надежд миновала. Немецкие Церкви инвестируют в ВСЦ больше других его членов. Православные, в свою очередь, обеспечивают, что называется, «христианский консенсус», не позволяя ВСЦ превратиться в полностью протестантскую организацию. Пока ВСЦ остается скорее общественно-политическим форумом. Не откажется ли эта организация окончательно от романтических (и даже утопических) идей христианского единства? Это станет понятно уже в следующем году, когда ВСЦ изберет нового генсека.