В пригороде Казани уже достаточно давно, с 1998 года, обосновалась немногочисленная мусульманская община. «В миру» ее членов называют «файзрахманистами» по имени основателя Файзрахмана Саттарова, объявившего себя «посланником» Аллаха и его «помощником» – Насруллой. Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) общину не признает.
Тем не менее файзрахманисты называют себя «истинными мусульманами», или Хизбалла (партия Аллаха). Впрочем, отношения к одноименному ливанскому исламистскому движению они не имеют. Некоторое время назад члены общины проповедовали в Башкортостане, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, а теперь окончательно обосновались под Казанью, на улице Торфяной.
Свои семь соток файзрахманисты называют «землей Аллаха». Они не признают российских законов, объясняя это тем, что стараются жить только по Корану и Сунне, а все остальные законы выдуманы людьми. У их самопровозглашенного «государства» есть даже свой флаг и паспорта – небольшие бумажные прямоугольники. В них помимо имени и адреса есть следующие слова: «Прошу похоронить меня в земле Аллаха, а имущество разделить по Корану». Этот паспорт, одновременно и завещание, каждый должен всегда носить при себе.
Последователей Саттарова насчитывается около сорока, из них шестнадцать – дети. Некоторые аспекты жизни в социуме являются для них неприемлемыми. Например, они отказываются от медицинской помощи и светского образования. Файзрахманисты сами учат своих детей арабскому языку, а также изучают с ними Коран и Сунну.
Представителем духовенства из числа файзрахманистов может считаться только сам Файзрахман Саттаров. Он заканчивал Бухарское медресе и еще в советские времена был имамом в Ростове-на-Дону, Октябрьском, Уфе и Ленинграде. Саттаров также занимал пост заместителя главы Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. Однако он вот уже несколько лет как болен. В тех случаях, когда Саттаров не может читать пятничную проповедь, это делают другие мужчины – по очереди.
Насрулла, дабы не противоречить одной из основных аксиом ислама о том, что Мухаммад – последний пророк, провел строгое различие между «посланником» и «пророком». Пророк получает свыше слова Аллаха, а посланник должен призывать все больше и больше людей следовать им.
Кроме того, посланнику являются знаки о том или ином новом толковании аятов Корана. Сам Саттаров и его последователи получают знаки и откровения во сне. Вместе с Кораном и Сунной они составляют третий источник их вероучения. Например, председатель общины Умар Ганиев около года назад увидел во сне огромных птиц, перенесших святыню ислама – черный камень Каабу – прямиком в общинный дом на Торфяной улице. По мнению файзрахманистов, Кааба по сей день находится там, а следовательно, все они каждый день совершают хадж. Тем самым каждая их молитва равна тысяче обычных, как будто она прочитана в Мекке.
В своих снах члены общины неоднократно видели доказательство тому, что их лидер действительно посланник Аллаха: он снился им беседующим с Пророком Мухаммадом.
По всей вероятности, взгляды Саттарова со временем эволюционировали в сторону большей радикализации. Подтверждением этому служит его неприятие традиционных форм ислама, а также отрицательное отношение к суфизму (хотя структура общины во многом напоминает суфийский орден). Файзрахманисты обвиняют остальных мусульман в том, что они упростили веру, «подогнали» ее под себя, оставив только пять столпов веры, в то время как в «истинном» исламе их семьдесят девять.
«Истинные мусульмане» обвиняют традиционный ислам в том, что он погряз в роскоши. Сами файзрахманисты стремятся жить и одеваться как можно скромнее. Их обычная верхняя одежда – заплатанные рабочие халаты, старые куртки, телогрейки, калоши. В этом отношении примером для них служит праведный халиф Омар и легенда, согласно которой этот великий завоеватель носил халат, на котором было семьдесят заплат.
Все беды исламского мира файзрахманисты объясняют тем, что мусульмане лицемерят перед Аллахом. Арабы, на их взгляд, «продались Америке» и ныне грешат, «зарабатывая на святынях». Обвиняют они традиционный ислам и в обилии праздников, которые якобы были выдуманы только ради того, чтобы «духовенству собрать побольше денег». Из всех традиционных мусульманских праздников файзрахманисты отмечают лишь Курбан-байрам и Ураза-байрам.
Файзрахманисты отрекаются от всех, кто идет отличным от них путем. Так, родственники, не вступившие в общину, являются для них врагами. Тем не менее выход из общины свободный – насильно там никого не держат. Например, два года назад из нее ушла семья из трех человек. Было и одно изгнание: русская женщина, принявшая ислам, достаточно долго жила в общине, но не признавала Саттарова посланником, конфликтовала с ним и в результате была изгнана. Вскоре после этого Файзрахману был знак, что пока русских принимать не следует. Большинство членов общины – татары.
С недавнего времени файзрахманисты не работают, а на закономерный вопрос, где же они берут средства к существованию, отвечают: «А Аллах с неба мешками спускает». Местные жители рассказывают, что раньше они пытались собирать по поселку закят (обязательное в исламе денежное отчисление в пользу общины), но получили отказ. По всей видимости, есть сочувствующие им люди, которые присылают продукты. Помогают и родственники.
Питаются файзрахманисты довольно скромно, готовые продукты не покупают, сами пекут хлеб. Условия жизни весьма аскетичные: семья ютится в одной комнате площадью два на два метра. Телевизор они не смотрят, новостями не интересуются. И никаких развлечений! Только старшие члены общины иногда слушают радио. Еще одной особенностью файзрахманистов является соблюдение субботы. Они утверждают, что существует достоверный хадис, в котором говорится, что Пророк Мухаммад по субботам занимался богоугодными делами: читал Коран, молился, раздавал милостыню.
Феномен файзрахманизма в своем роде уникален. Их взгляды во многом схожи с ваххабизмом, однако они не причисляют себя ни к одному из существующих направлений в исламе, претендуя на исключительность и истинность своего учения. На вопрос, существует ли еще где-нибудь в мире община «истинных» мусульман, файзрахманисты ответили, что точно не знают, «но, кажется, есть где-то в Англии».
Казань–Москва