Коптская Церковь предложила внести правку в Конституцию Египта. С таким заявлением выступил ее официальный представитель епископ Шубры-эль-Хеймы Марк. Речь идет о 2-й статье Основного закона страны, которая гласит: «Ислам – государственная религия, арабский язык – официальный язык государства. Принципы мусульманского права (шариата) – основной источник законодательства».
«Из статьи следует, что шариат является единственным источником закона, а в случае внесения небольшой морфологической поправки допускается, что помимо шариата существуют и другие источники», – заявил в январе епископ Марк египетскому изданию Al Masri al Youm. По его мнению, все, что нужно сделать, – это заменить определенный артикль перед словами «основной источник» на неопределенный.
Очевидно, «камнем преткновения» являются вовсе не орфография и пунктуация текста египетской Конституции. Когда этот документ был принят на всенародном референдуме в 1971 г., шариат в нем был выделен всего лишь как один из источников права. Однако в 1979 г. треть депутатов египетского парламента потребовала объявить принципы мусульманского права основным источником законодательства страны. Поправка была принята и одобрена президентом Анваром Садатом в 1980 г.
Это привело к тому, что шариат все чаще стал регулировать социальную жизнь немусульманских общин Египта, в первую очередь коптов. По разным данным, копты составляют от 9 до 15% населения страны. Особо острую форму приобрела регламентация на основе шариата норм семейного права в тех случаях, когда один член семьи принадлежит к мусульманской общине, а другой – к христианской. Например, если супруг-мусульманин умирает, супруга-христианка, согласно шариату, не имеет права наследовать его имущество. Неудивительно, что во избежание неравноправия в семейных отношениях с мусульманином коптские женщины нередко переходят в ислам. Это вызывает недовольство у представителей Коптской Церкви.
После убийства Садата в 1981 г. к власти в Египте пришел президент Хосни Мубарак. Годы его правления ознаменовались борьбой с радикальным исламизмом внутри Египта. Но его политика по отношению к христианскому меньшинству отличалась крайней непоследовательностью.
Например, в 2004 г. около 500 солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе (30 км от Каира), избили его сотрудников и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей его стены. В это же время уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов в деревне Аль-Кошех.
С другой стороны, перед президентскими выборами в 2005 г. Мубарак снял ограничения на строительство коптских церквей в Египте и принял другие поощряющие меры в отношении коптской общины. В свою очередь, Патриарх Коптской Церкви Папа Шенуда III поддержал переизбрание Мубарака на новый президентский срок. Однако об изменении Конституции в сторону большей религиозной свободы для христиан речи не шло.
Сами копты не имеют возможности инициировать пересмотр Конституции. Для этого требуется не менее трети голосов в парламенте, где из 484 мест по результатам парламентских выборов 2005 г. копты имеют лишь 6. При этом пятую часть мест занимают независимые кандидаты от радикальной исламской группировки «Братья-мусульмане». Позиции этого парламентского блока по вопросу о 2-й статье Конституции предельно ясны. «Египет – мусульманская страна, и эта статья не ущемляет прав христиан», – заявил в своем интервью электронному агентству Islam Online представитель парламентского блока «Братьев-мусульман» Хамди Хасан. Таким образом, единственной возможностью для коптов пересмотреть 2-ю статью остается инициатива «сверху».
Та часть коптских светских интеллектуалов, которая понимает сложившуюся политическую конъюнктуру, предостерегает Коптскую Церковь от собственных инициатив такого рода. «С юридической точки зрения, ущемление прав коптов 2-й статьей Конституции остается недоказанным. Этот вопрос просто не обсуждался, – отметил коптский журналист Самех Фавзи. – Я советую коптам не вовлекать себя в дискуссию вокруг 2-й статьи, поскольку это приведет к бесполезной и вовсе не правовой конфронтации с мусульманами». Что касается заявления епископа Марка, то Фавзи сказал следующее: «Даже если он выражал позицию церковных кругов, это вовсе не значит, что Коптская Церковь говорит от лица всех коптов».
Знатоки мусульманского права в Египте подчеркивают, что хотя оно и признано основным источником права, толковать шариат можно по-разному. Наиболее многочисленной религиозно-правовой школой в Египте является шафиитский мазхаб суннитского толка. В меньшей степени распространены ханафитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. В Египте проживает также и небольшое число шиитов. Различия между мазхабами заключаются в расстановке приоритетов среди источников шариата.
8 февраля в Каирском национальном университете собрались эксперты, чтобы обсудить проблемы, связанные со 2-й статьей Конституции. Ряд правоведов солидаризовались с коптской позицией, отметив, что нынешняя формулировка противоречит ряду международных договоров, подписанных Египтом. Другие напомнили, что копты принимали участие в разработке египетских конституций начиная с 1923 г. и не возражали против упоминания в них ислама как государственной религии и шариата как источника законодательства. В любом случае дискуссия ведется уже давно, и она имеет все шансы стать в повестку дня на приближающихся президентских выборах в 2001 г.
Сегодня довольно остро стоит вопрос о преемственности власти в Египте. Судя по всему, Хосни Мубарак готовит к президентской должности своего старшего сына Гамаля. В том случае, если преемник Мубарака решит опереться на радикальных исламистов, копты окончательно потеряют надежду на пересмотр конституционного положения о шариате в свою пользу. Все это в целом создает нестабильную обстановку в стране, в первую очередь для правящего режима. Однако утверждать, что возникающие на этой почве конфликты направлены против христиан и носят массовый характер, пока преждевременно.