В последние годы некоторые мусульманские страны встали на путь политического реформирования. Результаты этого процесса во многом будут зависеть от того, какую роль в нем сыграет ислам.
Сегодня политическое развитие данных стран характеризуется своеобразным сочетанием религиозных традиций и общемировых стандартов. Особенностью этого сочетания является то, что традиционная мусульманская правовая доктрина (фикх) не предлагает однозначных решений по частным вопросам организации и функционирования власти. Фикх лишь задает общие ориентиры, на пути реализации которых возможны разные варианты. Если прибегнуть к мусульманской правовой терминологии, то можно сказать, что политическое развитие модернизирующихся стран предполагает иджтихад – рациональный поиск решений по вопросам, не детализированным шариатом.
Например, проведение политических реформ делает особенно актуальным принцип фикха, допускающий зависимость норм от места, условий и времени. Повышается и роль так называемых «исключительных интересов», предполагающих легализацию любых нововведений, прямо не запрещенных шариатом. Презумпция дозволенности всего того, что прямо не отвергается Кораном или Сунной Пророка Мухаммада, применяется тогда, когда речь идет о принятии мусульманским миром западных достижений, относящихся к выборам и политическому плюрализму.
В исламской правовой мысли отсутствуют жесткие предписания, касающиеся устройства власти. Исходя из этого мусульманские страны могут использовать мировой опыт политической демократии и сочетать его с положениями ислама. Впрочем, любой проект демократизации имеет будущее в этих странах лишь в том случае, если осуществляется с учетом политико-правовой традиции. Если политические реформы имеют целью создание противопоставляемых исламу институтов, которые мусульманское сообщество расценивает как угрозу традиционным ценностям, то такие реформы обречены на неудачу.
Стратегия демократического реформирования политических систем мусульманского мира должна быть нацелена на его подключение к процессу глобализации со своими религиозными ценностями, совместимыми с общемировыми демократическими принципами и осмысленными в духе современных реалий.
Конечно, вывод о пользе повсеместного утверждения общих правил и стандартов нельзя считать абсолютным. Сомнения в возможности безоговорочно позитивного отношения к глобализации возникают прежде всего тогда, когда речь идет о системе нравственных ценностей, религиозных убеждениях и основанных на них правовых принципах. Поэтому именно традиционная политическая и правовая культура может помочь найти правильные ответы на вызовы глобализации.
Обращение к исламской аргументации – не конъюнктурный ход и не пустая пропаганда, здесь прежде всего необходимо учитывать состояние общественного сознания. От того, насколько совместимыми покажутся мусульманину западные и исламские принципы, зависит успех любого политического проекта. О теоретической возможности сочетания этих принципов пишут и говорят исламские правоведы и политологи, например шейх Юсуф аль-Карадави, которого сложно отнести к либералам.
На его взгляд, современное толкование шариата в целом не препятствует заимствованию многих либеральных демократических институтов и процедур.
Характерно, что к шариату апеллируют как сторонники адаптации западных институтов и норм в исламском мире, так и ее противники. Показательна полемика, развернувшаяся вокруг предоставления избирательных прав женщинам в Кувейте. Исламские радикалы утверждали, что такой шаг противоречил бы шариату. Однако в июне 2005 г. Национальное собрание страны все же предоставило женщинам такое право, обосновав свое решение положениями шариата.
Разумеется, противоречия между исламскими и западными политико-правовыми ценностями не только вероятны, но в ряде случаев неизбежны. Но диалог между ними по-прежнему актуален, а предел сближения позиций сторон еще далеко не достигнут. О реальности позитивного сочетания этих ценностей говорит правовое развитие мусульманского мира.
Убедительным примером сочетания европейских и шариатских норм стало динамичное развитие правовых принципов исламской экономики, которые в последние годы все более активно пользуются традиционными рыночными структурами. В целом эти структуры ориентируются на общемировые критерии ведения бизнеса.
Подтверждаемую опытом мусульманского мира принципиальную возможность позитивного взаимодействия европейской и исламской правовых культур не стоит категорически отвергать и при разработке правовой политики в России. В частности, в регионах традиционного распространения ислама нашей страны отдельные институты, принципы и нормы мусульманского права могут оказаться полезными для решения целого ряда социальных и экономических проблем. Внимание к этой правовой культуре стимулируется и внешнеполитическими факторами. В частности, активизацией сотрудничества России с мусульманским миром и взаимодействия с Организацией Исламская конференция, а также необходимостью идейного противодействия исламскому экстремизму.