В ближайшее время 72-летний бразильский кардинал Клаудио Хуммес должен приступить к исполнению своих обязанностей на посту главы Конгрегации по делам духовенства Римско-Католической Церкви. О его назначении Ватикан официально объявил 31 октября, а итальянская газета «La Stampa» анонсировала перестановки в Римской Курии двумя днями ранее. «Неужели Бенедикт XVI доверил «теологу освобождения» один из наиболее чувствительных «нервных центров» Ватикана?» – задался вопросом обозреватель издания Марко Тосатти.
«Теолог освобождения» – это ярлык, который зачастую необоснованно навешивают чуть ли не на всех представителей латиноамериканского духовенства, принимая во внимание популярные в его рядах левачество, критику капитализма и социальные инициативы. Известно, что в конце 1970-х гг. Клаудио Хуммес, тогда еще епископ Санто Андре (промышленный район Сан-Паулу), оказывал покровительство бастующим рабочим, разрешив им собираться в своей церкви и даже выступать с политическими речами во время богослужений. Лидером забастовочного движения был не кто иной, как нынешний президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Силва, до сих пор поддерживающий теплые отношения с иерархом.
Уже будучи архиепископом Сан-Паулу (с 1998 г.), Хуммес неоднократно призывал власти оказывать помощь бездомным и создавать дополнительные рабочие места для безработных. В своих публикациях в газете «O Estado de Sao Paolo» он высказывался в поддержку инициированной президентом да Силвой земельной реформы. По его мнению, ситуация, когда 90% земли в стране принадлежит богатым бразильцам, неприемлема, а принцип частной собственности не должен исключать «социальной ответственности». Хуммес также критиковал систему рыночной экономики, «не приносящую всем бразильцам процветания и общественной справедливости».
Однако активная социальная деятельность кардинала Хуммеса вовсе не означает, что он был или является сторонником «теологии освобождения». В одной из своих статей он, ссылаясь на слова Папы Иоанна Павла II, писал: «Теология освобождения, основанная на учении Иисуса Христа, необходима, но теология освобождения, использующая марксистский анализ общественных и экономических отношений, неприемлема». Заботу Хуммеса об униженных и оскорбленных вполне можно объяснить его принадлежностью к францисканскому монашескому ордену. Этот орден, будучи нищенствующим и проповедующим идеал добровольной бедности, всегда был ближе к беднякам, чем другие ордена или светское духовенство.
Определенная левизна общественной позиции кардинала компенсируется богословской умеренностью и консерватизмом в вопросах биоэтики. Ватикан буквально вздохнул с облегчением, когда Хуммес сменил на архиепископской кафедре в Сан-Паулу кардинала Пауло Эваристо Арнса, настоящего проповедника «теологии освобождения», с влиянием которого на бразильских католиков долго и с переменным успехом боролся Иоанн Павел II. Так что нынешнее назначение Клаудио Хуммеса на высокий пост в Ватикане едва ли внесет в Римскую Курию свежую идеологическую струю.
Тем более что латиноамериканскому иерарху придется, по сути, сменить профиль. Перед Конгрегацией по делам духовенства стоят три основные задачи: забота о нравственности и дисциплине священников, их имуществе и катехизации христиан. Вместо борьбы за социальную справедливость в капиталистическом мире кардиналу Хуммесу предстоит заняться не менее острыми, но лежащими в иной плоскости проблемами. Например, положением католического духовенства в горячих точках, гомосексуализмом и педофилией среди священников.
Случаи сексуального домогательства по отношению к подросткам со стороны духовенства Хуммес назвал «болезненным вызовом для всей Церкви». «Нам необходимы более жесткие методы и критерии при отборе и подготовке священников», – сказал он в интервью газете «O Globo» (Рио-де-Жанейро). Из всех комментариев кардинала по поводу его будущей деятельности, которые можно найти в бразильской прессе, этот самый конкретный. «Я не везу в Рим готовых проектов. Все, что я намерен делать, это следовать курсу, обозначенному Папой», – заявил он «O Estado de Sao Paolo».
«Прежде чем я предложу какую-то программу, я должен выслушать точку зрения Понтифика», – сказал Хуммес в интервью газете «Folha de Sao Paolo». Корреспондент издания тщетно пытался получить от кардинала какой-либо комментарий по поводу задач, стоящих перед Конгрегацией. Иерарх ссылался на поверхностное знакомство с этими задачами, незнание цифр или вовсе отказывался обсуждать отдельные темы, «по которым все уже было сказано» (например, гомосексуализм среди духовенства, обсуждавшийся на Синоде католических епископов в Риме прошлой осенью).
Журналист «National Catholic Reporter» Джон Аллен утверждает, что за назначением Хуммеса главой Конгрегации по делам духовенства стоит желание Бенедикта XVI внести «идеологическое разнообразие» в Курию. Возможно, это и так. Однако возникает вопрос: а имеет ли смысл (помимо демонстрации «демократизации») такое разнообразие, при котором иерарх не может должным образом проявить свою идеологическую «самостоятельность» на занимаемом посту? Если бы кардинал Хуммес возглавил Папский Совет «Justitia et pax» («Справедливость и мир»), занимающийся благотворительностью в странах третьего мира, то получил бы гигантский простор для реализации собственных идей и наработок. А так он просто станет частью отлаженной машины, работающей в соответствии с установленной схемой.
Напомним, что после смерти Иоанна Павла II Клаудио Хуммес рассматривался как один из серьезных кандидатов на папский Престол. Разговоры о «латиноамериканском Папе» не утихают в среде аналитиков и сегодня, и, будь Хуммес помоложе, речь могла бы идти и о «подготовке преемника». Популярный в Латинской Америке кардинал получил бы полезный опыт работы в Курии. Но Хуммесу уже 72 года, и его назначение – это скорее просто продвижение по служебной лестнице лояльного по отношению к нынешнему Понтифику иерарха, вполне вписывающееся в контекст обновления Курии при Бенедикте XVI. Те же Аллен и Тосатти говорят и об интернационализации Курии, и чуть ли не о «давлении» со стороны бразильских властей.
В кругу аналитиков и ватиканистов также бытует мнение, что за назначениями немецкого Папы стоит пока еще не до конца понятная стороннему наблюдателю логика. Параллельно кадровому обновлению Курии проводится и ее структурная реформа, объединение Советов с ожидаемым преобразованием их в Конгрегации. Новым лицам в Ватикане предстоит сыграть свою роль в некой большой игре, сценарий которой известен лишь самому Бенедикту XVI и его ближайшему окружению.