Иудео-мусульманский межрелигиозный диалог получил новый импульс. 15 июня в Москве состоялся международный форум «Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества». Форум собрал российских муфтиев и раввинов, ученых – специалистов по иудео-мусульманскому диалогу. Заседания форума открыл председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин докладом о веротерпимости в исламе и его отношении к иудаизму. «Творец сам узаконил многообразие вер, – заявил Равиль Гайнутдин. – Если бы он захотел, мы были бы одной общиной». Впрочем, отсутствие опыта подобной общины можно считать особым испытанием, которое как мусульмане, так и иудеи должны пройти, относясь друг к другу в духе терпимости.
Тезис о веротерпимости ислама Равиль Гайнутдин подкрепил множеством цитат из Корана, а также ссылкой на Каирскую декларацию прав человека в исламе 1990 года. В частности, эта декларация, подписанная странами – членами Организации Исламская Конференция (ОИК), запрещает прозелитизм.
Равиль Гайнутдин отметил, что ислам и иудаизм сосуществуют на территории России со времен Хазарского каганата, и выразил надежду на развитие диалога. При этом, однако, муфтий признал «влияние внешних факторов, исходящих с Ближнего Востока», на взаимоотношения мусульман и иудеев в России. Равиль Гайнутдин выделил роль межрелигиозных браков в развитии диалога, отметив особое отношение ислама к бракам мусульман с другими «людьми Писания» – иудеями и христианами.
Эту мысль развил в своем выступлении главный раввин России Адольф Шаевич (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России). «Миллионы примеров братского сосуществования иудеев и мусульман», по его мнению, доказывают, что «у нас нет проблем с иудео-мусульмансим диалогом в России». С другой стороны, Шаевич высказал свою обеспокоенность «тем, что происходит за пределами России в отношениях между мусульманами и иудеями».
Свое приветственное слово форуму произнесли председатель Евроазиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) Александр Машкевич и представитель Совета муфтиев России Фарид Асадуллин. «Каждому провозвестию свое время, – начал свое выступление Асадуллин, – но врата святости открыты каждому». Он отметил рост взаимовлияния иудейской и мусульманской культур в Средние века, когда мусульманские страны были наиболее благоприятны для проживания еврейской диаспоры.
«Идея конструктивного взаимодействия наиболее полно проявилась в Кордовском халифате», – продолжил Асадуллин. В период Нового времени «импульсы, питавшие диалог, прекратились». В XX веке новый толчок развитию иудео-мусульманских отношений дали татарский мыслитель Муса Бегиев и еврейский философ Мартин (Мордехай) Бубер, основоположник философии диалога. В доказательство особой близости ислама к иудаизму, по сравнению с другими религиями откровения, Асадуллин привел даже статистический анализ текста Корана. Имя Мусы (Моисея) упоминается в нем более ста раз, тогда как имя Исы (Иисуса) – лишь четыре раза.
О необходимости искать общее в иудаизме и исламе, а не находить взаимоисключающие места в Торе и Коране заявил и Адольф Шаевич. «К сожалению, – признал он, – в каждой религии находятся группы радикалов, которые свое невежество компенсируют не приобретением знаний, а эмоциональной активностью, доходящей до агрессии. Однако по таким людям нельзя судить о религиозном учении, ибо они действуют не в соответствии с религиозным учением, а часто даже вопреки ему».
Дело взаимопонимания участники форума продолжили в рамках работы двух круглых столов, посвященных истории и современности иудео-мусульманского диалога. О том, что иудеям и мусульманам удалось найти общий язык, свидетельствовало обсуждение совместного заявления по итогам форума.
В нем, к примеру, говорится о необходимости установления «гармонических отношений» между религиями. Это «становится особенно актуальным в современном мире, где раздается проповедь якобы грядущей и неизбежной войны между цивилизациями, находящей свое яркое выражение во вражде между исламом и иудаизмом. Вместо «столкновения цивилизаций» мы утверждаем их взаимодействие с целью совместного преодоления злоупотребления религиозными ценностями в откровенно политических целях, – подчеркивается в заявлении. – Всевышний не благословляет насилия и терроризма».