Многие стереотипы об исламе, сложившиеся в рамках западной культуры, касаются брака, семейной жизни и отношения к женщине. Мусульмане, проживающие как на Западе, так и в России, безусловно, заинтересованы в разрушении этих стереотипов.
Можно сказать, что эту цель преследуют книги «Многоженство: советы и комментарии» и «Любовь и секс в исламе», выпущенные в течение двух последних лет издательством «Ансар». Тот факт, что в этих книгах обсуждалась тема сексуальных отношений в исламе, вызвал ажиотаж как в российском обществе в целом, так и в среде российских мусульман в частности.
Проблемы сексуальных отношений и брака в исламе стали темой круглого стола, в котором приняли участие представители издательства «Ансар» Айша-Галина Бабич и Абдулла-Ринат Мухаметов, юрист, экономист и специалист по исламу Ренат Беккин, а также обозреватели «НГ-религий» Павел Круг и Станислав Минин.
Мухаметов: Ислам не накладывает табу на тему секса, так как в исламе вообще не может существовать запретных тем – есть запрещенные действия. Ислам исходит из того, что люди не должны стесняться обсуждать те естественные потребности, которые у них возникают. Жизнь не делится на грязное, стыдное, плохое, с одной стороны, и святое, религиозное, духовное – с другой.
Монотеизм пронизывает всю жизнь мусульманина. Секс признается в исламе одним из способов поклонения Всевышнему. Тот скандал, который произошел в связи с выходом в России книги «Любовь и секс в исламе», составителем которой я являюсь, свидетельствует о некоторой деградации религиозного сознания российских мусульман.
Минин: Но, безусловно, в названии есть свой элемент провокативности. Создается впечатление, что обе представленные книги не только дают информацию о сексуальных отношениях и браке для самих мусульман, но и направлены на преодоление стереотипов, сложившихся относительно ислама в рамках немусульманской культуры. Так, книга «Многоженство: советы и комментарии» не столько рассказывает об этом явлении, сколько представляет собой его апологетику. Имела ли место такая двойная задача?
Бабич: Моя основная задача как составителя книги о многоженстве – не показать многоженство с позитивной или негативной стороны, но раскрыть объективную причину этого явления. Первая часть книги направлена на разрушение стереотипа, согласно которому многоженство является особенностью исключительно мусульманского мира. Как показывают исследования, многоженство существует или существовало во всех монотеистических религиях.
Вторая часть посвящена практике многоженства в исламе, хотя одной книгой ограничиться в этом вопросе невозможно. Третья часть – попытка объяснить, почему люди вступают в такие браки, как они в них живут и т.д. Здесь я ориентировалась на самих мусульман: на женщин, которые вступают в подобные браки с возникающими у них проблемами, и на мужчин, которые собираются завести такую семью. Наша книга – это и практическое руководство, и избавление от стереотипов, и попытка показать многоженство «изнутри».
Минин: Есть ли какая-нибудь статистика по многоженству в России?
Бабич: Статистики нет и не может быть по той причине, что такие браки не регистрируются ни в загсах, ни даже в мечетях. Чтобы заключить брак, мусульманину не обязательно идти в мечеть, он может сделать это в любом месте, если при этом соблюдены правила ислама.
Мухаметов: Процент полигамных браков в исламском мире на протяжении всей его истории оставался невысоким, составляя около 5% всех мусульманских браков.
Круг: А какова связь традиции многоженства с демографической ситуацией в странах, где живут мусульмане?
Мухаметов: Один из религиозных мотивов заключения брака – увеличение числа мусульман, то есть улучшение демографической ситуации. При этом стоит отметить, что полигамные браки существовали в Аравии и до возникновения ислама.
Существуют они и у немусульман во многих регионах мира по сей день, существовали они и у иудеев, и христиан. Еще Лютер допускал полигамные браки. Это не только исламская традиция, хотя мусульмане ее сохранили в полной мере, благодаря чему полигамия и ассоциируется сейчас с исламом.
Беккин: Хотелось бы коснуться темы возрастного порога возможного вступления в брак. В исламском праве брачный возраст значительно ниже, чем принятый в России и во многих других странах. В исламе же брак может быть заключен с момента полового созревания.
Круг: Какие сексуальные действия разрешены, а какие запрещены в исламском браке?
Мухаметов: Ислам приветствует все проявления сексуальности в рамках брака, за исключением таких вещей, как анальный секс, половой акт во время менструации и разглашение подробностей интимной жизни супругов. Также запрещена порнография. Все остальное – нормальное проявление человеческой натуры, кроме тех случаев, когда это происходит вне брака. В таком случае это считается угрозой обществу в целом.
Ислам не предполагает длительного общения между мужчиной и женщиной вне брака. В мусульманской культуре брак считается началом для любви, которая с годами супружеской жизни развивается и увеличивается в отличие от западной культуры.
Тем не менее сейчас в некоторых современных мусульманских странах, например в Алжире, родители даже настаивают, чтобы будущие супруги не спешили с заключением брака и больше узнали друг о друге заранее. Это означает, что реалии современного урбанистического мира отличаются от времени складывания классического исламского права. Тогда мусульмане жили преимущественно в деревнях, где все друг друга знали в отличие от современного мегаполиса.
Минин: А если говорить о разводе, то в каких случаях его может требовать женщина, а в каких – мужчина?
Мухаметов: В мусульманском браке ответственность супругов очень велика. Но даже после произнесения формулы развода мужем сам по себе развод не наступает. Начинается лишь бракоразводный процесс, который длится три месяца. В течение этого срока муж и жена могут возобновить брачные отношения. Это предусмотрено шариатом на тот случай, если супруги решат сохранить семью.
Развод считается в исламе самым порицаемым из разрешенного, иными словами, приближается к греху, но не является запретным. Что касается женщины, то она имеет право на развод так же, как и мужчина. Но для этого требуются серьезные основания: несоблюдение мужем каких-то из своих обязанностей, неподобающее отношение к жене и т.д.
Единственная проблема состоит в том, что женщина не может инициировать развод самостоятельно. Она должна обратиться к некому третейскому судье, специалисту по шариатскому праву (для этого в странах, где действует шариат, есть специальный институт). Он же имеет право рассмотреть ситуацию и развести супругов даже в случае несогласия мужа. Во всем этом ислам исходит из того, что женская натура более эмоциональна. В критических ситуациях жена может развестись сгоряча. В любом случае супруги могут оговорить свои права относительно развода в брачном договоре, и тогда женщина вполне может иметь право развестись самостоятельно.
Круг: Как складываются хозяйственные отношения в полигамной семье?
Беккин: Одно из главных требований к мужу – это возможность обеспечивать всех своих жен. Поэтому многие мусульмане, которые хотели бы иметь двух и более жен, не в состоянии сделать это по экономическим причинам. В России мало достаточно состоятельных граждан, а для того чтобы обеспечивать двух жен, требуется высокий доход.
При этом работать как первой, так и второй и т.д. женам не запрещено, если они успевают совмещать со своей деятельностью заботу по дому и детях. В любом случае распределение обязанностей решается по взаимной договоренности.
Мухаметов: Здесь надо оговорить то, что полигамия в исламе предполагает лишь несколько моногамных браков. Эти семьи не живут вместе и не ведут общего хозяйства. Такое возможно только в фильме «Белое солнце пустыни». Хотя нельзя исключить того, что подобное и существует на практике в мусульманских странах где-нибудь в сельской местности.
Минин: Насколько возможна бизнес-леди в мусульманской семье, то есть женщина, которая зарабатывает больше мужа?
Мухаметов: Это не только возможно, но подобный архетип издавна существует в исламе и является одним из ориентиров для мусульманки. Речь идет о Хадидже, которая сама предложила будущему пророку Мухаммеду на ней жениться. Она была состоятельной женщиной, вела широкую торговлю будучи уже в возрасте.
Беккин: Женщина в исламе может стать бизнес-леди, но при этом она не ставит себе целью зарабатывать больше мужа. Такая ситуация может сложиться, но это все-таки бывает редко и не является нормой в силу того, что у женщины больше обязанностей по дому.
Мухаметов: Что касается домашнего хозяйства, то оно вообще не является обязанностью женщины. Ее обязанности по шариату – совсем другие вещи (она должна спать с мужем, не должна тратить общие деньги без его согласия, не должна пускать в дом тех, кого он не хотел бы видеть).
Женщина может потребовать от мужа нанять домохозяйку или уборщицу. Если же она сама решает заниматься хозяйством, то это является формой ее поклонения Всевышнему, то есть добродеянием, за которое она будет потом вознаграждена.
Бабич: Если обратиться к российским реалиям, то надо учитывать и то, что женщине, которая носит хиджаб, довольно сложно реализовать себя в бизнесе в силу того, что ее воспринимают не так, как других женщин. Есть случаи, когда такие женщины реализуются. Но, как правило, в исламской семье все то, что зарабатывает женщина, является ее личным достоянием, тогда как муж зарабатывает деньги на всю семью.
Мухаметов: По этому поводу есть шутка: «Мои деньги – это мои деньги, а твои деньги – это наши деньги».
Бабич: Тем не менее те женщины, которые зарабатывают сами, тоже вносят вклад в семейный бюджет и не запирают эти деньги от мужа на ключ. В любом случае это личное дело каждой семьи.
Круг: Хотелось бы перевести разговор немного в другое русло. Мы говорили о браках между мусульманами, но практика может быть более разнообразной. Заключаются и межрелигиозные браки, а в книге «Любовь и секс в исламе» даже есть глава, посвященная возможности браков с джиннами.
Мухаметов: Что касается браков с джиннами, то в Средние века были ученые, пытавшиеся обосновать такой брак в своих фетвах. Однако сейчас в действительности по этим фетвам никто не живет. Доминирующим является мнение о недопустимости браков с джиннами. Что касается самих джиннов, то для исламского сознания в них нет ничего удивительного. Мусульмане верят в них так же, как и в ангелов. Однако любые контакты, в том числе и брак, человека с джинном невозможны.
Относительно межрелигиозных браков существует ясное кораническое указание. Допускаются браки мужчин-мусульман с христианками и иудейками, существует также спорное мнение относительно женщин-зороастриек. Однако ученые приводят много оговорок относительно нежелательности таких браков вообще. Браки же мусульманок с немусульманами категорически запрещены Кораном.
Беккин: С точки зрения западных правозащитных организаций, основной упрек заключается именно в этом. Мусульманка ограничена в выборе мужа – это может быть только мусульманин.
Минин: Если говорить об отношении ислама и западного мира, то нельзя не затронуть сложившийся устойчивый стереотип о том, что женщина в исламе притесняется. Что можно сказать на этот счет?
Мухаметов: Ни одна другая религия и даже система права не дает таких прав женщине, как ислам. Стереотип этот возникает потому, что в большинстве регионов распространения ислама нормы шариата не выполняются. Люди продолжают жить по тем обычаям и предрассудкам языческого характера, которые существовали там до появления ислама. В этих народных традициях женщина действительно подавлена.
Ислам боролся и продолжает бороться с этими традициями, правда, с переменным успехом. Стоит отметить, что ущемление прав женщин существует в мире повсеместно, оно примерно на том же уровне как в мусульманских, так и немусульманских странах.
Отдельно стоит сказать о хиджабе – символе «подавления» женщины в глазах немусульман. В исламе хиджаб трактуется как символ благочестия, даже респектабельности и своего рода аристократизма женщины. Для сравнения: в Европе XIX века только аристократки носили вуаль, считавшуюся символом благородного происхождения. Такое же отношение в исламе и к хиджабу.
Если обратиться к тем временам, когда в мусульманских странах существовало рабство, то рабыням запрещалось носить хиджаб. Он считался символом свободной благородной женщины, это представление неизменно и по сей день. Когда на Западе законодатели хотели из благородных побуждений «освободить» женщину-мусульманку, они искренне удивлялись, почему она не хотела избавляться от хиджаба. Напротив, мусульманки восприняли подобные законы о запрещении ношения хиджабов как оскорбление.
Ислам предполагает соблюдение прав как женщин, так и мужчин. Заключить брак в исламе очень легко, для этого требуется несколько минут. Но ответственность за этот шаг очень высока, ведь за супружескую измену шариат карает смертной казнью. Конечно, речь идет не о России, где это противоречило бы гражданскому законодательству.
Минин: Но теоретически шариат карает за измену смертью как женщин, так и мужчин?
Мухаметов: Разницы здесь нет, но это касается только состоящих в браке. Для холостых, совершивших прелюбодеяние, есть более мягкое наказание, если только их прелюбодеяние не имеет повторяющийся характер. Однако доказать факт прелюбодеяния по шариату очень сложно. Для этого требуется не менее четырех свидетелей, которые видели сам половой акт. На практике это не встречается. Поэтому это предписание служит скорее психологическим предупредительным фактором.
Беккин: Следует помнить, что в шариате существует также суровое наказание за ложное обвинение в прелюбодеянии. Кроме того, мы рассматриваем сейчас шариат как таковой, но не берем саму правоприменительную практику, которая неодинакова в разных мусульманских странах. Статистика показывает, что наказаний за такого рода преступления крайне мало.
Минин: Я бы обратил внимание на следующий парадокс. С одной стороны, сейчас много говорится о конфликте цивилизаций, а именно западного и мусульманского мира. С другой – традиционные для Запада христианские конфессии оказываются в плане сексуальной этики куда более ригористичны, чем ислам.
В исламе есть достаточно либеральное представление об аборте. В частности, в книге «Любовь и секс в исламе» говорится о 40 или даже о 120 днях как о крайнем сроке возможного прерывания беременности. Также довольно либеральное отношение к использованию презервативов, планированию семьи, что совершенно невозможно, скажем, в католицизме, в котором эти практики считаются «культурой смерти».
Мухаметов: Я могу ответить, что зарождение современной западной секулярной этики в эпоху Возрождения состоялось под достаточно сильным опосредованным влиянием ислама. Ислам исходит из вполне реалистичных и рациональных соображений о человеке, не игнорируя его естественную природу. Глупо предъявлять к человеку невозможные требования.
Ислам не запрещает секс, наоборот – поощряет, вводя в некие легальные рамки. Когда мы говорим о преодолении стереотипов в исламе и возвращении к его истинному, авраамическому пониманию, здесь имеет место некоторое сближение с либеральными подходами.
Круг: Давайте коснемся широко обсуждаемой темы гомосексуализма и однополых браков. Очевидно, в исламе это осуждается и запрещено. Однако сам по себе запрет, видимо, означает, что это явление распространено и в исламском мире. Это так?
Беккин: Дело в том, что возникновение нормы свидетельствует о наличии явления. Кстати, среди западных стереотипов о султанских гаремах было и живучее представление о гаремах мужчин. Связано это с реальными ситуациями, когда, например, в Афганистане в связи с нехваткой женщин мужчины с малой степенью богобоязненности нередко вступали в гомосексуальные отношения.
Мухаметов: Так суждено Всевышним, что многие пороки человечества распространены и среди мусульман. Разумеется, это положение шариата возникло не на пустом месте и направлено на преодоление этого порока. Ислам вообще не предназначен исключительно исламскому миру от Малайзии до Мавритании, но всему человечеству. Ислам и гомосексуализм несовместимы.
Минин: Мы говорили в основном о семье, браке и сексуальных отношениях. Давайте закончим наше обсуждение вопросом о любви как таковой. Из положений шариата может возникнуть представление о том, что брак в исламе это в первую очередь хозяйственный договор, где любовь – это нечто второстепенное.
Мухаметов: Действительно, в основе брака лежит идея договора. Ислам исходит в первую очередь из естественной природы человека, а не идеалистических представлений. Ведь для решения всех семейных вопросов одной любви бывает мало. Поэтому договор имеет примерно равное с любовью значение при заключении брака.
Но его духом, несомненно, является любовь, насчет чего в Коране есть ясное указание: «Берите в жены тех, кого вы любите». Есть и хадис пророка, в котором говорится: «Для двух любящих сердец нет ничего более подходящего, чем брак».
Круг: А как ислам относится к культу любви и куртуазности? Возможно ли донкихотство в исламе?
Мухаметов: Ислам не запрещает любить постороннего человека, исходя из того, что любовь – чувство, не контролируемое человеком. Но человек может управлять своими действиями. Если он, руководствуясь любовью, предпринимает запретные действия, это является грехом. Если он себя сдерживает – это одна из форм благочестия. Но наилучшим выходом из ситуации является брак.
Беккин: Раз мы заговорили о куртуазности, то здесь прослеживается непосредственное влияние исламской культуры на европейскую литературу, любовную лирику. Например, сам Дон Кихот – персонаж из мусульманской народной поэмы о Дон Кишаде, которую Сервантес переложил на испанский манер.
Бабич: Конечно, чтобы говорить о любви, нужно знать, что это такое. Веками определить это никто не мог, не могу и я. Поэтому у меня достаточно рациональный подход к этому. Никто не может запретить человеку любить. Но последствием любого влечения являются действия.
К примеру, довольно часто встречается народная традиция подыскивать детям вторую половину с раннего детства, чтобы потом связать их узами брака. И когда такой молодой человек или девушка влюбляется в человека из другой среды, родители выступают против этого. Получается, что такой влюбленный не может пойти против воли родителей и не может оставить того, кого любит. Выходом из этой ситуации как раз и является многоженство.