Важнейшей реальностью наших дней, связанной с глобализацией, является миграция. Современное легальное и нелегальное «великое переселение» народов – явление весьма неоднозначное.
Оно повлекло за собой труднопреодолимый кризис между духовно-культурными идентичностями коренного населения и переселенцев из исламских стран. Заметим, что ряд конфликтных ситуаций носил религиозную окраску (например, погромы осенью 2005 г. в пригородах Франции и других европейских стран, «карикатурная война» зимой 2006 г.).
В нашей стране тоже периодически наблюдается использование авторитета религии в целях политического экстремизма. Подобные факты говорят о важности исследования роли религиозной идентичности во вновь сформировавшихся путем массовой миграции мультикультурных обществах.
Сейчас в ряде СМИ часто обсуждается вопрос: имеет ли религиозная идентичность иммигрантов (в данном случае исламская) отношение к их противоправным выступлениям в западных странах. На мой взгляд, безусловно. Не могли же толпы малообразованной молодежи руководствоваться, к примеру, диалектикой Гегеля (как некогда образованная часть революционной марксистской молодежи) или положениями экзистенциальной философии Сартра (как бунтующая левая европейская молодежь в середине ХХ века)?
Они пользовались той доступной им формой идеологии, в частности религиозной, которая традиционно определяет этику поведения, стереотипы общения, ценностные ориентации. Однако религиозные лозунги, легко манипулирующие толпой, вовсе не выражают сущности ислама, имеющего значительный потенциал для обоснования взвешенной умеренной позиции.
Но готова ли принимающая страна, не поступаясь своей идентичностью, учитывать культурно-религиозную идентичность иммигрантов? В свою очередь, готовы ли иммигранты на тех же принципах налаживать доверительные отношения с жителями той страны, в которую они приехали?
Действительность свидетельствует о наличии серьезных проблем с обеих сторон. Недостаточное знание особенностей других религий и культур, непонимание сути дорогих для их последователей ценностей – причина глубоких обид, а также дополнительный предлог для фундаменталистских и экстремистских сил. Без учета этих особенностей невозможно толерантное сожительство.
На самосознание иммигрантов оказывает воздействие и то, что в их странах наблюдается стремление к интеллектуальной и культурной свободе от Запада с его аморальными «образцами» гедонистической культуры, которые для мусульман неприемлемы.
Предлагаются различные проекты безболезненной встречи разных систем ценностей, культур, религий. Главное здесь – понять, что механическая интеграция разных религий и культур бесперспективна.
Однако невозможность интеграции как некоего «смешения» культур и религий не означает, что цивилизации, построенные на различных религиозных матрицах, не оказывают друг на друга позитивного, взаимообогащающего влияния.
Самым худшим злом для человечества будет, если на смену идеологическим противоборствам времен холодной войны придут столкновения между носителями разных религиозных, культурных и этнических идентичностей.
Чтобы этого избежать, необходимо наладить реальный, а не показушный диалог на «высшем уровне». Только он сможет обеспечить взаимное уважение друг к другу и мирное разрешение конфликтов.