Брачный союз между женщиной и мужчиной – один из самых значимых элементов в общественной и культурной жизни человечества. Институт брака установлен между людьми для продолжения рода, а также для ограждения их от преступного блуда и разврата.
Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины. Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!»
Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежала на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивала родителей, жениха и невесту, то наступало время для помолвки. При этом оговаривались размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагала ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и могла быть свободно расторгнута любой из сторон.
Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).
Законность этой процедуры обусловливается следующими условиями:
1. Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют». Хотя иудеи и христиане и не являются язычниками, о которых здесь говорится, запрет мотивируется теми же соображениями.
Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако, по мнению сподвижников Пророка, а также видных исламских богословов, он нежелателен. И эта нежелательность по силе может быть приравнена к запрету в тех государствах, где не главенствуют нормы шариата.
Мотивируется это тем, что дети от подобного брака (как, впрочем, и от любого другого) должны быть воспитаны в духе исламской традиции. А поскольку смотреть за детьми и воспитывать их чаще всего приходится матери, то они не смогут получить должного воспитания. Более того, существует весьма высокая вероятность того, что в питании будут присутствовать недозволенные исламом продукты, например свинина.
Также есть опасность того, что общество и законы неисламского государства будут оказывать давление на семью. Говоря о реалиях наших дней, можно заметить, что сегодня одно лишь бездоказательное обвинение в принадлежности к радикальному исламу способно оказать влияние на власти и повлиять на решение светского суда в ряде спорных семейных ситуаций, при разводе.
Что же касается исламских стран, то брак с иудейкой или христианкой возможен (поскольку гарантом неприкосновенности религии здесь является государство), но все же нежелателен.
2. Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.
3. Крайне желательно присутствие опекуна невесты – отца невесты, при его отсутствии – деда, дяди, брата или другого родственника. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.
4. Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей-мусульман.
5. Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.
6. Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.
7. В случае заключения брака с еще одной женой (о возможности и законности этого в исламе речь пойдет ниже) они не должны состоять в родственных отношениях.
8. Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен. Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.
9. Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи калыма невесте. Причем невеста имеет право на калым не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности и т.д.
10. В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь получив развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае постоянного несоблюдения кем-либо из супругов своих обязанностей.
Заключение брака допускается в случае соблюдения перечисленных условий. Процедура бракосочетания у мусульман достаточна проста. Лицо, уполномоченное на проведение данной процедуры (в России обычно это имам мечети), читает проповедь. Затем в присутствии свидетелей поочередно спрашивает о согласии сторон на вступление в брак, а также о согласии опекуна на выдачу подопечной замуж. Убедившись, что согласие сторон было обоюдным и свидетели слышали слова согласия, имам объявляет молодых мужем и женой. Затем читается Коран и произносится молитва о благополучии брака и получении в нем потомства.
С этого момента молодые становятся мужем и женой и на них возлагаются все обязанности семейной жизни. После этого обычно справляется свадьба, но, естественно, без спиртного и недозволенных танцев.
Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жены и детей. Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом. В то же время круг обязанностей в быту между супругами четко не разграничивается. Пророк Мухаммад, например, отнюдь не чурался домашней работы. Главное в браке – это гармония, когда члены семьи любят и уважают друг друга, когда муж чувствует себя дома хозяином, а жена – хозяйкой. И они, помогая друг другу, вместе трудятся на благо семьи.
Если же муж не исполняет возложенные на него обязанности, то жена вправе обратиться в шариатский суд. Если жена не выполняет свои обязанности, то мужу следует сначала увещевать ее по-хорошему. Если это не помогает, не делить с ней ложе. Если не помогает и это, то дозволяется применить по отношению к ней силу. В то же время это не значит, что дозволено избивать жену. Напротив, известно, что сподвижники Пророка применяли в этих случаях силу, сопоставимую с уколом зубочистки, поскольку эта мера призвана устрашить, а не нанести побои. Пророк Мухаммад никогда не применял силу по отношению к своим женам.
В исламе также приемлемо и многоженство. При этом число жен в единовременном браке ограничено до четырех. Об этом свидетельствует следующий аят Корана: «┘женитесь на тех женщинах, что нравятся вам – двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то – на одной...» (3:4).
Однако ошибочно считать многоженство чем-то обязательным или даже особо поощряемым. Напротив, несмотря на его разрешенность, существуют достаточно жесткие условия, которые необходимо соблюдать. Во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке, а во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них. Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик.
В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах. В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений.
В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены. Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин.
Что же касается стран, в которых господствует «воинствующий секуляризм», а именно в Турции и Тунисе, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.
Что касается России, то полигамия была обыденным явлением среди народов, издавна исповедующих ислам. Причем в царское время власти, признавая подобные браки, шли навстречу мусульманам.
Однако в начале XX века прогрессивное движение реформаторов-джадидитов пыталось запретить многоженство. На одном из съездов, например, в ходе бурных дебатов 10 мая 1917 г. была даже принята следующая резолюция: «┘Многоженство вследствие противоречия его человечности и справедливости должно быть категорически воспрещено».
В советское время речь о признании многоженства уже не велась, однако в тех регионах, где влияние и авторитет советской власти были не столь велики, в частности на Кавказе и Средней Азии, оно практически не утратило своих позиций.
В настоящее время, когда законом признается только один брак, вся ответственность соблюдения прав жен становится исключительно делом совести человека. И если он рассматривает вторую жену как забаву или очередного партнера, то в роли проигравшей от такой «полигамии» становится его семья. В условиях безответственности перед законом возникают и такие несомненно порочные явления, как бракосочетание со второй женой в обстановке полной секретности, без всякого уведомления первой жены (брак по определению должен быть открытым, а такое отношение к первой жене недопустимо); по факту беременности в результате прелюбодеяния и т.д. Несомненно, такие явления и близко не соответствуют институту брака в исламе.
В то же время никакие светские законы не могут запретить человеку исповедовать свою религию надлежащим образом. И государству, несомненно, следует защитить права жен и детей в подобных браках, разрешив для мусульман полигамию.