- Мухаммедгали-хазрат, существуют ли сегодня какие-то реальные предпосылки для создания новой системы взаимоотношений между духовными лидерами мусульман России?
- В современной России система взаимоотношений у мусульман такова: есть Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и соответственно Верховный муфтий, а есть региональные муфтияты и муфтии. ЦДУМ России (с центром в Уфе.- "НГР") действует на территории страны более двухсот лет. И на сегодняшний день в его составе 30 региональных духовных управлений.
И мы считаем такое устройство мусульманских организаций в России наиболее оптимальным и отвечающим интересам и мусульман и государства. По крайней мере, не идущим вразрез с общими интересами обеих сторон. У нас уже есть единый верховный духовной руководитель (муфтий Талгат Таджуддин. - "НГР") и есть региональные муфтии, которые работают в составе единого духовного управления мусульман.
- На днях председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. Как вы могли бы прокомментировать эту инициативу?
- У нас уже есть единый Верховный муфтий России. Это Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Он избран и уже 25 лет находится на своем посту. А если кому-то хочется избирать своего нового супермуфтия, то это уже либо его собственная проблема, либо проблема психиатрической клиники им. Кащенко.
Отвечать же за действия параллельных мусульманских структур, которые возникли лишь в 1990-е годы, когда произошло присвоение атрибутов суверенности некоторыми духовными руководителями, мы не можем. Однако нам, конечно, было бы удобнее, если мусульманские структуры, не входящие в ЦДУМ, решились обзавестись единым муфтием. Это позволило бы нам вести диалог с одним муфтием, а не со многими.
- Как вы отнеслись к идее нижегородского муфтия Умар-хазрата Идрисова о том, что в России слишком много муфтиев и что региональные муфтии должны добровольно отказаться от своих постов в пользу главного? Пойдут ли на это муфтии?
- Идею упразднения поста региональных муфтиев России мы никак не можем поддержать. Существующая система управления - это уже сложившаяся и вполне оправданная традиция. На данный момент результаты деятельности как Центрального духовного управления, так и региональных муфтиятов только позитивные.
Поэтому сегодня что-то менять, перекраивать под того, кто захотел себя почувствовать "мусульманским патриархом", уже сложившуюся систему не имеет смысла. На такие авантюры мы не пойдем.
- Есть ли сегодня какая-то база для консолидации исламской уммы России? Что надо сделать для преодоления ситуации разобщенности между мусульманами страны?
- Конечно, есть. Более года назад между тремя ведущими централизованными мусульманскими структурами страны - ЦДУМом, Координационным центром мусульман Северного Кавказа и Советом муфтиев России (СМР) - подписано соглашение о создании Совета по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
Это и есть та самая область, в рамках которой возможно сотрудничество. К ней относятся создание единого исламского информационного пространства, унификация единого образовательного пространства. Это также совместная подготовка священнослужителей по единым образовательным стандартам, отвечающим многовековым традициям мусульман России. И только после этого можно постепенно прийти к разговору о том, что можно создавать единую централизованную мусульманскую структуру.
До тех пор пока существует море противоречий и недоговоренностей, говорить о каком-то объединении рано. Объединение - это вопрос перспективы и, возможно, десятилетий кропотливого труда. Однако я не исключаю возможности, что в будущем на повестку дня встанет такой вопрос. Но это не вопрос дня сегодняшнего.
- Есть ли уже какие-то положительные результаты в процессе объединения мусульман России?
- Есть некоторые положительные изменения в системе подготовки кадров. Сейчас эта область постепенно упорядочивается, в том числе и при участии президента страны.
- Если вы не исключаете в отдаленной перспективе создания единого координирующего центра мусульман России, то на базе какой мусульманской структуры это было бы возможно сделать?
- Это и сложный и простой вопрос одновременно. Потому что до этого времени нужно дожить. До момента создания такой структуры либо султан, либо ишак умрет. Кто будет трудиться во благо и приносить реальную пользу обществу и государству, тот укрепит свои позиции.
А кто будет распространять чуждые для российского ислама идеи и кто будет заниматься дальнейшим раскалыванием единого духовного пространства страны, тот найдет место на свалке истории. А какая структура или организация станет основой для объединения мусульман, покажет время.
- Могут ли прозвучавшие заявления о необходимости создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания единого главного муфтия вызвать очередной раскол в мусульманской общине и привести к конфронтации между уже существующими муфтиятами?
- Эти заявления, безусловно, имеют популистский привкус. Ведь прежде чем бежать в информационное агентство с очередным заявлением, нужно обсудить эти вопросы с другими муфтиями. Необходимо поехать в регионы и обсудить эту проблему со своими коллегами. То, что некоторые пытаются бежать впереди паровоза, выглядит по меньшей мере странно и не делает чести тем, кто делает заявления подобного рода.
- Как вы считаете, возможно ли достижение какого-то консенсуса по этому вопросу между ЦДУМ и Советом муфтиев России?
- Между Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман военные действия не ведутся. Каждый из нас работает в сфере духовности, но в меру своего понимания и в меру того, скажем так, базиса, на котором он существует. ЦДУМ имеет 215-летнюю историю и тем самым богатейшую традицию. Совет муфтиев России возник в 1996 году и опирается лишь на девятилетний опыт работы. Судите сами.
А кричать с колокольни Ивана Великого, что, мол, "всех муфтиев - в отставку!", "мусульмане, объединяйтесь!", конечно, можно каждый день, но от этого ничего не изменится. Надо заниматься реальными делами.
- Не кажется ли вам, что инициатива по форсированию объединения мусульман России уже находит свое понимание в Кремле?
- Когда чьи-то инициативы навязываются насильно, то, конечно, любые идеи могут быть приняты. Однако при любом удобном случае люди от них отказываются. Так уже не раз случалось в истории и нашей страны. А то, что принимается осознанно и добровольно, усваивается цивилизованным путем, закрепляется на века. Попытки же навязать что-то в духовной сфере могут привести к тому, что любая самая позитивная идея может оказаться провальной.