0
2652
Газета Тенденции Интернет-версия

15.12.2004 00:00:00

Исламская революция докатилась до США

Илья Горячев

Об авторе: Илья Витальевич Горячев - аспирант Института славяноведения РАН.

Тэги: ислам, революция, сша


Америка - страна параллельных национальных миров. Они существуют на одной территории обитания, но находятся в разном этническом, религиозном и культурном измерении. Одним из таких миров является мир афроамериканских мусульман, чье влияние на черную общину США возрастает с каждым годом. В 90-е годы прошлого века американским политическим кругам это наконец пришлось признать.

В 1990 г. состоялась первая конференция солидарности "Мусульмане против апартеида" в поддержку чернокожего большинства ЮАР. В 1991 г. церемония традиционного чтения молитвы в Палате представителей Конгресса США была дополнена мусульманской молитвой.

Сегодня община черных мусульман насчитывает более 4 млн. человек, то есть, таким образом, среди белого населения США мусульмане составляют около 2%, а в афроамериканской общине мусульманином является каждый пятый.

История черного ислама

Черные мусульмане в Америке появились еще в начале XVII века, когда рабов-мусульман привозили сюда из Африки. Однако в начале ХХ века "черный" ислам приобрел новые качества. Именно в это время возник черный расизм, и ислам стал понемногу занимать позиции альтернативной религии по отношению к традиционному христианству.

Идеологи распространения ислама среди черной общины США заявляли, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев.

В 1913 г. была построена первая "черная" мечеть - Муришский научный храм в штате Нью-Джерси. Она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды черного расизма.

В конце 20-х годов прошлого века некий "благородный пророк Али Дрю" начал проповедовать среди чернокожих жителей Детройта новое религиозное учение - смесь христианских заповедей, цитат из Корана и принципов черного расизма. Проповедники из Нью-Джерси могли радоваться: их работа дала свои первые плоды.

В 1930 г. в разгар Великой депрессии детройтский галантерейщик Уоллес Фард назвал себя Вали Фарад, провозгласил "благородного пророка Али" полубогом, назвал своих последователей "Черными мусульманами", призвал афроамериканцев отречься от христианства - "религии белого человека" - и принять ислам, который он объявил религией черных предков. Фарад основал в Чикаго "Храм ислама", резко выступал против интеграции белой и черной общин Америки и призывал к самоизоляции черного населения. В 1934 г., когда Фарад пропал без вести, у него уже было около 8 тыс. последователей.

Движение "Черных мусульман" резко радикализировалось, когда его возглавил наиболее непримиримый ученик Фарада - Элайджа Мухаммед. Он провозгласил своего учителя живым воплощением Аллаха, а себя объявил пророком. Утверждал, что около 2000 г. начнется новая эпоха, чье начало ознаменуется концом "цивилизации европейской расы узурпаторов" и их "призрачной религии" христианства. Главной задачей "Черных мусульман" Мухаммед считал создание на территории США независимого негритянского государства - анклава со столицей в Чикаго.

Естественно, борьба за создание отдельного государства требовала вооруженных подразделений. И они были созданы. В каждом гетто появились отряды самообороны, готовые вступить в бой с полицией в любой момент. А в конце 1960-х отряды "Черных мусульман" пополнили до 40 боевых ячеек "Черных пантер", уцелевших после разгрома этой организации. Одним из самых знаменитых лидеров и идеологом военного крыла "Черных мусульман" был Малькольм Икс.

Малькольм Икс

Малькольм родился в 1926 г. в бедной семье. Он провел в заключении в общей сложности десять лет, но не терял времени даром, занимаясь самообразованием. В тюрьме он принял ислам и, сменив прежнее имя, стал называть себя Малькольм Икс (Малькольм Неизвестный).

В 1961 г. он примкнул к движению "Черных мусульман" и вскоре стал одним из его лидеров. "Черные мусульмане" выступали за автономный принцип расселения афроамериканцев на территории Соединенных Штатов. Иными словами, речь шла об этнических резервациях, как у американских индейцев. Вскоре Малькольм Икс разочаровался в своем выборе. Он обвинил "Черных мусульман" в тайном сговоре с Ку-клукс-кланом и поощрении расовых беспорядков.

Вооруженные формирования 'Черных мусульман' находятся в состоянии полной боеготовности.

В марте 1964 г. он порвал со своими бывшими единомышленниками и основал новую организацию "Движение за афроамериканское единство". Малькольму удалось склонить на свою сторону четверть миллиона бывших приверженцев "Черных мусульман". В результате отношения между этими двумя группировками резко обострились.

Месть отступнику

11 февраля 1965 г. в дом Малькольма были брошены зажигательные бомбы. Дом для него двумя годами ранее купили "Черные мусульмане", и хотя они заявили о своей непричастности к нападению, было ясно, что это месть отступнику.

Неделю спустя Малькольм Икс приехал в Гарлем, чтобы выступить перед его жителями. Едва он начал речь, как один из собравшихся закричал: "Убери руку из моего кармана!" Охранники попытались утихомирить дебошира, но Малькольм остановил их примирительной просьбой: "Успокойтесь, братья!"

Вырвавшись из рук охраны, неизвестный выхватил из-под пальто обрез и выстрелил в Малькольма. Затем с разных сторон прозвучало еще несколько выстрелов...

Тяжело раненного афроамериканского лидера срочно доставили в клинику Колумбийского медицинского центра, но было поздно. Вскоре последовало официальное сообщение о его кончине.

Одного из убийц, Томаса Хейгена, арестовали сразу же, а несколько позднее полиции удалось задержать и остальных - Нормана Батлера и Томаса Джонсона. Все они оказались "братьями по крови" - такими же чернокожими, как и убитый. "Черные мусульмане" категорически отрицали свою причастность к этому преступлению. Их представитель заявил: "Если это сделал кто-то из наших, он сделал это по собственной инициативе".

После гибели и особенно после посмертного издания мемуаров "Автобиография Малькольма Икса" он стал одним из героев афроамериканской молодежи.

Известный чернокожий режиссер современности Спайк Ли в 1992 г. снял фильм "Малькольм Икс". Лента наделала много шума. Прославление экстремистски настроенного лидера "Черных мусульман" напугало американскую общественность и режиссера обвинили в расизме и антисемитизме. Однако исполнитель главной роли Дензел Вашингтон в 1993 г. получил приз Международного кинофестиваля в Берлине и был номинирован на премию "Оскар", а Спайк Ли стал героем среди афроамериканцев от Западного до Восточного побережья.

"Нация ислама"

В начале 70-х годов прошлого века казалось, что золотой век "черного ислама" остался позади, в боевых 60-х. Малькольм Икс погиб, Элайджа Мухаммед умер в преклонном возрасте. Руководство "Черными мусульманами" взял на себя его сын Дин Мухаммед. Но в 1977 г. наиболее радикальные активисты, среди которых было немало ветеранов "Черных пантер", откололись от организации и создали "Нацию ислама". Сегодня это наиболее агрессивная афроамериканская мусульманская организация.

Штаб квартира "Нации ислама" находится в Чикаго. Ее численность составляет, по разным оценкам, от 10 до 20 тыс. человек. Члены организации образуют своего рода службу безопасности, поддерживающую порядок в черных кварталах (точнее, существующий в них бандитский режим) и охраняющую особо важных лиц.

Члены организации подчиняются строгой дисциплине. Алкоголь и наркотики официально запрещены. Женщины в "Нации ислама" ограничены в правах. Покидать пределы кухни и спальни им не рекомендуется, а если это все-таки необходимо, то не иначе как покрыв голову платком.

Вооруженная охрана у офиса 'Черных пантер'. Конец 1960-х годов. Фото из архива автора

У организации много денег. Она не чурается хозяйственной деятельности. Так, в середине 90-х годов "Нация ислама" открыла ресторанный комплекс в Чикаго. Энергично развивается парфюмерный бизнес, начатый благодаря беспроцентному кредиту на сумму 5 млн. долларов, полученному от лидера ливийской революции полковника Муамара Каддафи.

Что касается теневой экономики "Нации ислама", то о ней можно только догадываться. Во всяком случае те, кто делает "добровольные" пожертвования в общую кассу, вряд ли заявят в полицию о рэкете и вымогательстве.

Черный Мессия

Луис Фаррахан - лидер и создатель "Нации ислама", именуемый американской прессой Черным Мессией, перепробовал многие роли: спортсмена, исполнителя карибских песен, скрипача, ученика Малькольма Икса, религиозного лидера и зажигательного оратора. В середине 90-х годов он замахнулся на большее, решив утвердиться в качестве единственного и неповторимого пророка, целителя душ черной Америки. Благодаря организованному им 16 октября 1996 г. в Вашингтоне "Маршу миллиона мужчин", Фаррахан далеко продвинулся в достижении этой заветной цели.

Луис Юджин Уолкотт стал Фарраханом в 1955 г., вступив в 20 лет в организацию "Нация ислама". В детстве Луис хорошо учился, пел в церковном хоре и достиг успехов в игре на скрипке. Был профессиональным певцом в стиле каллипсо, но затем жизнь его круто изменилась, и он занялся политикой. Очень скоро Фаррахан выдвинулся на ключевые позиции в "Нации ислама", став правой рукой ее тогдашнего руководителя Малькольма Икса. Долгое время был имамом гарлемской мечети.

Видимо, атмосфера Гарлема наложила неизгладимый отпечаток на этого человека. Фаррахан носит дорогие шелковые костюмы ярких цветов, очки в золотой оправе и галстуки-бабочки (стиль гарлемских гангстеров). Его пастве нравится подобный стиль.

В разное время Фаррахан был духовным наставником чемпионов мира по боксу Мухаммеда Али и Майка Тайсона, звезды мирового баскетбола Карим Абдул-Джаббара и поп-идола Майкла Джексона. Сегодня Черный мессия один из самых влиятельных и богатых людей США. Он имеет свои телекомпании, издает газеты и по-прежнему играет на скрипке.

Марш на Вашингтон

Эта акция готовилась два года. Она принесла Фаррахану известность во всем мире. По данным полиции, в марше приняли участие около полумиллиона человек, прибывших из разных уголков страны, а по подсчетам организаторов - 1 млн. 200 тыс. Для сравнения: антивоенные митинги 15 ноября 1969-го и 24 апреля 1971 г. собрали соответственно 600 и 500 тыс. участников.

Чернокожие устремились в Вашингтон на машинах, самолетах, поездах и автобусах. Многие пришли на этот грандиозный митинг пешком, экономя на проезде. Митинг начался с молитвы в семь часов утра по местному времени и продолжался до трех часов дня.

В самом начале все прослушали по радио речь Билла Клинтона. Президент выступал за тысячу миль от Белого дома в городе Хьюстон, в университете штата Техас. Но говорил он о том же: о черных и белых в Америке.

Как отметил впоследствии один из помощников Фаррахана, это была лучшая речь Клинтона за все время его президентства. По словам хозяина Белого дома, "пропасть, зияющая перед нами, раздирает сердце Америки". Он сочувственно отозвался о целях марша, однако критиковал Фаррахана (впрочем, не называя его по имени) за "подрывную риторику", ведущую к "антисемитизму, оскорблению сексуальных меньшинств и расовому фанатизму".

Луис Фаррахан не был настроен столь же миролюбиво. Лидер "Нации ислама" обрушился на отцов-основателей Америки, обвинив их в безжалостной эксплуатации чернокожего населения и, следовательно, в лицемерной демократии.

- На этом месте, - бушевал "пророк", стоя в окружении телохранителей и пластиковых пуленепробиваемых щитов, - откуда видны и Капитолий, и памятник первому президенту, был невольничий рынок. Здесь продавали наших прадедов.

Следует при этом уточнить, что предки Фаррахана не жили в Америке, куда он мальчиком приехал вместе с матерью. Но эффект от зажигательных слов был сильным, и настроение толпы становилось все горячее. Черный мессия выступал два с половиной часа.

Дело было сделано. Фаррахан получил прекрасное паблисити, его акции пошли вверх. Имел место и международный резонанс. Так, например, по сообщению тегеранского радио, тогдашний спикер парламента Ирана Али Акбар Натек-Нури заявил своим коллегам, что "Марш миллиона мужчин" - это свидетельство того, что начатая аятоллой Хомейни исламская революция докатилась до США.

Поездка в Дагестан

Основной прочеченской мусульманской организацией США является именно "Нация ислама". Она собирает финансы, якобы направляемые на "насущные" нужды "народа Чечни". По информации американского журнала "Муслим", речь идет о "громадных суммах", которые, однако, не "достигают того, кому они нужнее всего, а именно простых людей, страдающих от войны".

В 1997 г. Луис Фаррахан прибыл на Северный Кавказ вместе с проповедниками из Нидерландов, Ганы и Саудовской Аравии. Гостей пригласил лидер Союза мусульман России депутат Госдумы Надир Хачилаев. Сначала они посетили Дагестанское отделение Союза мусульман, затем главную мечеть Махачкалы. После намаза Фаррахан обратился с приветствием к мусульманам республики. Только ислам, заявил он, сумеет объединить все народы независимо от цвета кожи в единую семью.

Попасть в Чечню Фаррахан все же не смог. Выезжая на встречу с Мовлади Удуговым, на границе Чечни и Дагестана, Черный мессия был задержан прямо у гостиницы. Гостям предложили проследовать в аэропорт. Повод - окончание российской визы. На этом северокавказская миссия Фаррахана закончилась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
1382
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
1750
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
1647
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
1508

Другие новости