-Зиновий Львович, расскажите, пожалуйста, что это за документ такой - "Основы социальной концепции иудаизма в России"?
- Это призыв к социально-активному и ответственному служению еврея, отражающему понимание российским еврейством тех процессов, которые происходят в современной России как в части мирового сообщества, а также ее места и роли в этих процессах.
"Основы" представляют собой первый опыт систематического изложения позиции современного традиционного иудаизма относительно насущных проблем сегодняшнего человека. Это также ответ на интерес к синагоге по мере возрастания ее активности в жизни страны. Религиозные евреи сознают свою долю ответственности за выбор пути, по которому пойдет Россия, и стремятся внести посильный вклад в решение духовных и социально значимых для всех россиян вопросов. Прежде всего это права и обязанности человека, семьи, ближних, соотечественников, человечества.
В этом документе излагается суть иудаизма, базовые положения по ряду общественно значимых проблем. Ведь религия - это часть жизни человека.
Основой иудаизма являются взаимоотношения между Богом и народом Израиля. Но было бы неправильно сводить понятие "иудаизм" только к этике и образу жизни, как если бы вера была бы чем-то случайным: на самом деле она играет большую роль в жизни человека. В еврейском понимании вера - это доверие. Это не столько набор догм, сколько жизненная установка, которая, будучи однажды принятой, служит основанием для действий.
Вера включает в себя моральные обязательства, послушание. Знаменитая фраза пророка Аввакума "Праведный своею верою жив будет" относится одновременно к вере в Бога и к морали, которая вытекает из веры. То, что происходит в исторической жизни еврейского народа, определяет природу и содержание иудаизма. Сущность иудаизма можно передать в одной фразе: "Не делай своему соседу то, что не хочешь, чтобы делали тебе".
Мы проповедуем нашу религию через действие. Это главный принцип иудаизма. Именно наша жизнь расскажет о величии нашей веры. Например: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя". Тут ближний рассматривается в буквальном смысле - это сосед. Это всегда актуально. Особенно в наше время. Это одна из важнейших заповедей, и сегодня она касается и Кавказа, и Закавказья, и Ближнего Востока, и каждого дома, и каждого подъезда.
Вот, например, как Господь сообщает о своей воле человечеству: "Если не я для себя, то кто для меня, и если я только для себя, то что есть я, и если не теперь, то когда?" Так Господь сообщает о своей воле человеку - действовать, не быть эгоистом.
Пророки - это те источники, из которых пополнялась река иудаизма. Вот, скажем, пророк Осия говорил о том, что сироты, вдовы и чужеземцы - все они объекты особого внимания Бога. Пророк подчеркивал, что есть вещи, на которые Он обращает особое внимание, и за нарушения по отношению к ним кара будет особенно жесткой. Вот о ком мы должны заботиться и в чем проявлять свою религиозность: любить чужеземца, как самого себя. Это очень трудно.
Пророк Исайя умоляет народ свой отвратить от себя Божье возмездие и обращается к нему с такими словами: "Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову". И каждый год на Песах мы вспоминаем о том, что мы были пришельцами в Египте. Все мы были когда-то пришельцами, все, кто сегодня живет где бы то ни было: в Америке или Израиле. Все они когда-то туда пришли, поэтому они должны об этом помнить и хорошо относиться к вновь прибывшим. Все это - основы нашей веры.
- Значит, социальная концепция иудаизма - это приложение древних законов к сегодняшней ситуации?
- В иудаизме существуют правовые обычаи, которые называются "Галаха". С ее помощью раввины пытаются направлять жизнь еврейского народа, чтобы он строил общество и служил Богу теми способами, которые вытекают из опыта и традиции. Но в этих законах раввины видят и перспективы на будущее. Традиция - это не только опыт в религиозной истории евреев, но и развивающаяся энергия, которая продолжает жить в иудаизме, как будто некая невидимая сила. Традиция - это живая душа иудаизма. Традиция - как откровение, как духовная энергия, которая всегда действует, как высшая власть, которая исходит не от человека. Традиция - это эманация Божественного Духа.
В число традиционных обязанностей еврея входят создание еврейской семьи, изучение Торы, личная и общественная молитва, соблюдение Субботы и Святых дней. Сегодня существует ортодоксальный и неортодоксальный иудаизм. В неортодоксальном иудаизме женщина считается религиозно равной мужчине. Она имеет право на те же привилегии и несет ту же самую ответственность, будь то в синагоге или дома. Первая из 613 заповедей иудаизма - "Плодитесь и размножайтесь" - относится и к женщинам, и к мужчинам, так как, согласитесь, мужчина сам по себе размножаться не может! Хотя сейчас вроде что-то намечается, но пока...
- Да, пока еще без женщин в этом деле обойтись невозможно...
- Я хотел бы подчеркнуть роль женщины в иудаизме. Именно женщина определяет духовный характер дома. Именно к матери чаще всего обращаются со своими вопросами дети. Степень материнской веры, ее сила и убежденность играет роль в формировании будущих поколений. Об этом тоже много сказано в "Основах социальной концепции иудаизма".
Также там много сказано о законах питания - кашруте. Это тоже очень важно в жизни общества. В книге "Левит" Бог говорит: "Я Господь ваш, который отделил вас от всех народов, отличайте скот чистый от нечистого и пищу чистую от нечистой и не оскверняйте души ваши". Это как форма для родов войск. Евреи не должны есть свинины не потому, что она плохая, говорят, это очень нежное и вкусное мясо, а потому, что они должны отличаться от других народов. Многие народы едет, а евреям нельзя. Еще есть заповедь "Не вари козленка в молоке матери его". Она означает не мешать мясное с молочным. Это одна из самых сложных и закрытых заповедей, ее очень трудно объяснить, но скорее всего Бог дал нам такую заповедь, чтобы народ не растворился и не исчез.
Такую же цель преследует социальная концепция иудаизма. Если мы, евреи, хотим сохранить себя как народ, мы должны определить свое место в современном мире. Мы должны иметь четкую позицию по тем основополагающим вопросам, которые возникают перед человеком на всем протяжении его жизни. В нашей концепции говорится о и кашруте, и об образовании детей, и главное - о том, что религиозная и мирская деятельность не должна разграничиваться! Синагога - это не только место для молитвы, это и музыкальный клуб, и воскресная школа, и благотворительность. Причем мы не должны помогать только евреям. Посмотрите, как много сейчас людей, нуждающихся в помощи! И мы обязаны помогать всем, кому можем.
- Зиновий Львович, а в других странах есть что-нибудь подобное "Основам социальной концепции иудаизма"?
- Насколько я знаю, нет. Это наше, российское ноу-хау. Мы надеемся, что социальная концепция иудаизма станет не академическим, а практическим документом. Она поможет улучшить отношения между иудеями и представителями других конфессий, прежде всего с Русской Православной Церковью и мусульманами. Ведь дорога к Богу не одна, их много. Слава творения заключается в том, что Единый Бог в небесах создает разнообразие и множественность здесь, на Земле. И сама наша человечность заключается в нашем различии, в том, что каждый из нас уникален и незаменим.
Еврейская Библия начинается с истории создания первого человека - Адама. И именно этому событию посвящен еврейский Новый год - Рош ха-Шана. Поэтому мне хотелось бы поздравить всех читателей вашей газеты с днем рождения Адама.