0
1534
Газета Тенденции Интернет-версия

16.06.2004 00:00:00

В тени древа познания

Дмитрий Урушев

Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев - историк и религиовед.

Тэги: старообрядцы, книга, грамотность


Всего каких-то сто лет назад о старообрядцах шла слава как о непревзойденных спорщиках и ученых книжниках. В "прях о вере" эти доморощенные грамотеи, купеческие приказчики или простые мужики-лапотники могли запросто переспорить выпускника духовной академии. Не обученный схоластике, риторике и диалектике, старовер зачастую выходил победителем в богословских спорах с синодальными "противораскольничьими" миссионерами.

Грамотность, начитанность и любовь к книге выгодно отличали старообрядца от представителя официальной, или "господствующей", Синодальной Церкви. И в то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать не знающих молитву "Отче наш", староверы знали не только все употребительные молитвы, но и весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были в каждом старообрядческом доме, но чтение не ограничивалось только молитвенными книгами. Старовер любил читать поучения святых отцов (особенно Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина), всевозможные жития, притчи и даже исторические хроники (например, летопись кардинала Барония). Многие староверы обладали обширными библиотеками, многие собирали древние рукописные и печатные книги.

Любовь к книге и постоянная необходимость защищать в спорах свою веру и убеждения делали из старообрядца начетчика - апологета и богослова, начитанного в церковной литературе. Впрочем, для споров с синодальными миссионерами, образованными на западный манер, начетчикам было недостаточно знания одной только старинной церковной книжности. Поэтому лучшие из них старались не отставать от новинок научного мира, интересовались публикациями памятников древнерусской литературы, новейшими сочинениями по церковной археологии и истории. Среди своих единоверцев начетчики пользовались большим уважением и непререкаемым авторитетом. Их приглашали не только на диспуты с православным духовенством, но и на духовные беседы между представителями различных старообрядческих согласий и толков: между поповцами и беспоповцами, окружниками и неокружниками, брачными и безбрачными┘

Начало XX века поставило перед староверами новые проблемы и жизненные задачи. После издания в 1905 году Манифеста о началах веротерпимости, приведшего к кратковременному расцвету старообрядчества, возникла острая потребность в грамотных священнослужителях и преподавателях для приходских школ. Поэтому на смену самообразованию и самоучкам неизбежно должны были прийти систематизированное образование и люди с упорядоченными знаниями. Белокриницкие староверы-поповцы, представители крупнейшего старообрядческого согласия, первыми осознали необходимость создания некоего духовного училища, которое готовило бы учителей, священнослужителей и начетчиков.

В 1912 году в Москве открылся Старообрядческий богословско-учительский институт, с которым были связаны имена многих выдающихся деятелей староверия начала ХХ века. Упомянем лишь двух: известного писателя, епископа Михаила Канадского (Семенов, 1874-1916) и самобытного историка, начетчика Федора Ефимовича Мельникова (1874- 1960). Для учащихся института были разработаны особые программы и изданы специальные учебники. К сожалению, институт просуществовал недолго: в 1918 году он был закрыт советской властью.

С закрытием института на долгие семьдесят лет умерла самая идея возможности старообрядческого образования. Книжная ученость и богословская грамотность вновь стали уделом избранных самоучек-начетчиков. Впрочем, необходимость в этих грамотеях отпала - советская власть не интересовалась тонкостями богословия и не поощряла подобный интерес у своих граждан. Религиозные диспуты прекратились┘ Да и некому было спорить и не с кем! Староверие медленно, но верно старело и вымирало. Храмы и моленные заполняли пожилые люди, которым было не до богословских изысков.

На многие десятилетия старообрядчество свелось лишь к формальному сохранению внешней стороны древнего богослужения, к неукоснительному соблюдению того самого "старого обряда". Богословие начетчика сменило "бабушкино богословие". Пропали любовь и интерес к книгам, пропала и культура книги. Часто со смертью верующих стариков молодежь выкидывала на помойку оставшуюся "рухлядь": книги и иконы, прежде бережно передаваемые из поколения в поколение.

Празднование в 1988 году тысячелетия Крещения Руси, так называемая "перестройка" политической и общественной жизни и перемена отношения властей к религии привели к возрождению старообрядчества: открываются новые приходы, строятся новые церкви, которые заполняют молодежь и дети. Лидером этого духовного возрождения стала Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ, Белокриницкое согласие), сохранившая за собою статус крупнейшего согласия староверов России.

Возрождение коснулось всех сторон жизни РПСЦ: вдвое увеличилось число приходов, возродилось книгоиздание, стали появляться церковные газеты и журналы. Но, как и в начале ХХ века, ощущается острая нехватка грамотных, образованных людей. К сожалению, современному староверу, будь то священник или мирянин, трудно блеснуть хорошим образованием или хотя бы приличным самообразованием. Для многих нынешних старообрядцев, выросших и психологически сформировавшихся в советское время, верность отческой вере по-прежнему сводится к верности "обряду", "букве", а не "духу". Поэтому неудивительно, что некоторые современные священники, даже служащие на больших приходах, совершенно не интересуются духовной жизнью своей паствы. Они не произносят проповедей, не заботятся о нравственном воспитании своих прихожан, о привлечении в лоно Церкви новых. Из пастырей такие иереи превратились в простых (иногда потомственных) исполнителей треб.

Иной такой батюшка и рад, может быть, произнести проповедь или порассуждать на духовные темы, да мешают косноязычие и богословская малограмотность. А ведь священник, пастырь церковный, должен не только пасти свою паству, но и защищать ее от лютых волков - всевозможных обольстителей, еретиков и лжеучителей, которыми так богата религиозная жизнь современной России! Поэтому в эпоху "перестройки" у староверов вновь появилась потребность в грамотных, образованных людях, в организации духовного училища┘

Впервые о необходимости возрождения училища заговорили в РПСЦ еще в 1988 году, когда власти передали московским староверам разрушенный дом причта в Рогожском поселке. Тогда многим казалось, что вот-вот и у старообрядцев появится свой аналог семинарии. Но, к сожалению, годы шли, а здание оставалось в руинах. У Церкви не было ни средств, ни деятельных людей, годных для организации училища. Лишь в 1996 году появилась возможность осуществить давнишнюю мечту - в Москве открылось старообрядческое Духовное училище, первый выпуск которого состоялся в 1998 году. Выпускники получили дипломы "преподавателей воскресной школы, с умением вести клиросную службу и знанием основ реставрации книг и икон". К сожалению, первый выпуск оказался и последним - в том же году училище прекратило свое существование. Важнейшей причиной, по которой закрылось училище, был недостаток средств. Не на последнем месте оказался и пресловутый человеческий фактор┘

Сейчас РПСЦ обрела как бы второе дыхание: в конце прошлого года скончался престарелый Митрополит Алимпий (Гусев) и на московский первосвятительский престол был избран молодой энергичный владыка Андриан (Четвергов). Митрополит Андриан сам имеет высшее образование (окончил Казанский авиационный институт) и поэтому должен прекрасно понимать, что сейчас Старообрядческая Церковь как никогда остро нуждается в знающих, образованных людях, в энергичных священниках, талантливых апологетах и миссионерах. Но такие люди не возьмутся из воздуха: задача Церкви "духовно породить" их, дав соответствующее образование. А такое образование может дать только Духовное училище.

Поэтому в старообрядческой Московской Митрополии вновь заговорили о необходимости открытия училища. К сожалению, у Митрополии недостает средств для этого, и ожидать их неоткуда, в нынешнем староверии перевелись Морозовы и Рябушинские - нынешние толстосумы не спешат жертвовать на Церковь. Скудость средств не позволит создать заведение, подобное по размаху дореволюционному Старообрядческому институту или духовным школам Московской Патриархии. Но можно ограничиться двухгодичным училищем, подобным тому, что действовало в 1996-1998 годах. В новом училище упор должен делаться на преподавание церковной истории и богословия, а не на изучение основ иконописания и реставрации, как это было прежде. Если бы училище было воссоздано и сумело подняться на должный уровень, оно бы повысило статус РПСЦ не только среди христианских Церквей России, но и среди старообрядческих согласий.

Проект возможной организации училища ставит перед РПСЦ многочисленные проблемы и вопросы. Где изыскать средства на это благое дело? По каким учебникам должно проходить обучение? Должно ли оно быть платным или бесплатным? Пока не получены ответы на главные вопросы: кому в училище учиться и кому учить? Те, кто вроде бы в первую очередь должен повышать свой образовательный уровень - кандидаты в духовенство и сами священники, отнеслись к проекту прохладно┘

Хочется надеяться, что староверы, всегда находившие в себе силы и внутренний резерв для борьбы за существование, и на сей раз, собравшись всем миром, сумеют противостоять неблагоприятному внешнему фактору и организуют духовное училище, без которого немыслимо дальнейшее развитие Церкви и сохранение старой русской веры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
953
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
601
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
415
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
588

Другие новости