Прошло уже полгода с того момента, как Межрелигиозный совет России (МСР) был вынужден вступить в публичную полемику с Центром обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР). Борьба с тоталитарными сектами, конечно, не является приоритетным направлением деятельности МСР, однако ведущие традиционные духовные лидеры России не могли оставить без внимания демарш кришнаитов, вознамерившихся построить в Москве свой самый крупный в Европе центр.
Месторасположение и размеры Центра ведической культуры недвусмысленно свидетельствовали о непомерных амбициях московских неоиндуистов, тем более удивительными на фоне общего упадка их секты и сворачивания ее филиалов в других городах России. Стало очевидно, что кришнаиты-вайшнавы намереваются укрепить свои пошатнувшиеся позиции путем создания мощного миссионерского центра.
Для строительства Центра ведической культуры был выбран вполне благовидный предлог. Старая штаб-квартира кришнаитов предназначалась под снос, и по закону власти были обязаны предоставить им место для строительства нового центра. Не думаю, что кто-нибудь стал бы возражать против того, чтобы новый кришнаитский храм был построен в том же районе и был бы сопоставим по размерам со старым. Однако вайшнавы возомнили себя основными посредниками между московскими властями и индийским правительством и потребовали соответствующих привилегий. После выделения кришнаитам крупного участка земли в районе Ходынского поля их лидеры обнародовали проект Центра ведической культуры, высота которого в первой редакции достигала 50 м (впоследствии она была снижена до 40 м) при суммарной стоимости работ в 10 млн. долларов. Средства на строительство предполагалось получить в том числе якобы и от индийского правительства.
Проект ЦОСКРа немедленно вызвал бурные протесты как местного населения, так и всей православной общественности. Люди не понимали, почему самый крупный нехристианский храм в Москве должна строить столь маргинальная организация, да еще и на Ходынском поле - месте гибели тысяч православных. К протестам православных граждан присоединили свои голоса мусульмане, иудеи и буддисты.
Видя негативную реакцию общественности, кришнаиты озаботились улучшением своего имиджа, для начала потребовав у МСР признать их традиционным направлением индуизма и аннулировать все антикришнаитские заявления, включая определение Архиерейского Собора РПЦ "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме". При этом кришнаиты приводили в свою защиту преимущественно доводы двух-трех малоавторитетных религиоведов, неофициальную позицию посольства Индии в РФ и обращение нескольких индийских духовных лидеров.
Реакция МСР на ультимативные требования ЦОСКРа оказалась вполне предсказуемой. Несмотря на заверения кришнаитов о том, что они якобы заручились поддержкой со стороны целого ряда авторитетных иудейских и мусульманских лидеров, все члены президиума МСР как порознь, так и вместе высказали свое недвусмысленное отношение и к проекту ЦОСКРа, и к самой этой организации. По их мнению, никаких отношений с псевдорелигиозной маргинальной сектой кришнаитов у традиционных религиозных организаций быть не может, а планы строительства Ведического центра по сути являются неприкрытым вызовом российской общественности. Апелляции кришнаитов к мнению "25-тысячной индуистской общины Москвы", которая будто бы делегировала им защиту своих интересов в религиозной сфере, особого доверия ни у кого не вызывали.
В ходе развернувшейся вокруг этого вопроса полемики стали вскрываться интересные факты. Так, пресс-секретарь ЦОСКРа Максим Осипов в эфире телеканала НТВ признал, что его организация во время осуществления гуманитарной акции в Чечне и целом ряде других регионов раздавала посвященную Кришне пищу, которая была заведомо неприемлема к употреблению мусульманами, иудеями и православными христианами.
Очевидно, что подобные акции ставили своей целью не помощь голодающему народу Чечни, а распространение обманным путем эманации Кришны, заключенной, по верованиям вайшнавов, в посвященной ему пище - прасаде. Страшно подумать, что могло бы произойти в Грозном, вскройся подобный факт несколько лет назад - ведь восстание сипаев в Индии, возникшее по сходным причинам, привело к гибели сотен тысяч людей.
Попытки кришнаитов оправдать свои провокационные действия благими побуждениями (мол, голодным людям все равно что есть) и неязыческим характером своей организации выглядят довольно жалко. Интересно, как бы они отреагировали на инициативу некой православной гуманитарной организации, которая сначала бы направила голодающим индусам эшелон говяжьей тушенки, а потом бы недоумевала по поводу их негативной реакции, объясняя ее происками местных радикалов и ксенофобов. Что же до монотеистического характера ЦОСКРа, то все ведущие религиозные организации России его не признают, и внешние экспертизы ангажированных религиоведов вряд ли смогут поколебать их в этом мнении.
"Благотворительные программы" ЦОСКРа наносят реальный урон межрелигиозному миру в нашей стране, вследствие чего трудно не согласиться с заявлением Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председатель которого муфтий Исмаил Бердиев призывает "впредь не допускать кришнаитов к благотворительным программам в местах проживания мусульманского населения".
Серьезную обеспокоенность вызывает и антисемитская риторика официальных представителей ЦОСКРа, которую они активно использовали в полемике против известного ученого-религиоведа Александра Дворкина, а также их тесные связи с неоязыческими и нацистскими группами, ратующими за возрождение в России "исконной ведической веры", якобы испоганенной "жидами, иудо-христианами и мусульманами"
Приведенные выше факты вкупе с многочисленными скандалами, доказательно связывающими кришнаитов с преступными группировками, позволяют МСР выступать не только против строительства этой организацией Центра ведической культуры, но и требовать лишения ее статуса юридического лица.
При этом МСР не выступает против индийской общины Москвы, подавляющее большинство которой составляют отнюдь не кришнаиты, а традиционные вишнуиты, шиваиты, брахманисты, мусульмане, христиане, сикхи и просто неверующие. Члены его президиума даже готовы оказать содействие строительству в Москве индуистского храма, конечно, при условии, что строить его будут представители традиционных индуистских течений, отвергающие прозелитизм среди неиндийского населения. Индуистский храм следует расположить в согласованном с общественностью и традиционными религиозными организациями месте и построить не крупнее буддийского дацана и сикхской гурудвары, которые к этому моменту уже должны быть открыты.
В заключение хотел бы отметить, что ошибочно видеть в антикришнаитской кампании следствие некоего страха традиционных религий перед миссионерской активностью кришнаитов и желания устранить конкурентов на религиозном поле руками властей. Пик расцвета ЦОСКРа остался в далеком прошлом. Если бы не текущий скандал, секта кришнаитов через несколько лет спокойно бы умерла, как это случилось в свое время с российскими отделениями "Белого Братства", "Аум Синрике" и "Тантры Сангхи". К сожалению, теперь ее неизбежная деградация будет объясняться злокозненными происками МСР и Союза православных граждан. Обидно, право.