- Отец Давид, каков сегодня канонический статус Сухумо-Абхазской епархии?
- Все Поместные Православные Церкви признают Абхазию канонической территорией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Однако с тех пор как в 1992-1993 годах произошел вооруженный конфликт между абхазами и грузинами, духовенство ГПЦ не имеет физической возможности находиться на территории Абхазии, а митрополит Сухумо-Абхазский Даниил (Датуашвили) не может окормлять эту паству. Епархия существует без епископа, и ее канонический статус совершенно не определен.
- Как вы оцениваете деятельность священника Виссариона Аплиаа, который является фактическим руководителем епархии?
- Отца Виссариона рукополагал во диаконы сам Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, а в священники - покойный митрополит Сухумо-Абхазский Давид (Чкадуа), что немаловажно. Это был первый клирик-абхаз и первый, кто начал служить на абхазском языке. Этот человек неустанно болеет за Абхазию и посвятил свою жизнь ее духовному возрождению. Еще до войны он готовил молодых людей для поступления в духовные школы с тем, чтобы они продолжили христианское просвещение абхазов, начатое им. Среди этих молодых людей был и я.
В конфликтные 1992-1993 годы отец Виссарион неутомимо проповедовал где только было возможно, в том числе и на линии фронта. Он поддерживал бойцов и говорил им, что они делают святое дело, защищая свою родину.
После войны отец Виссарион вынужден был взять на себя управление Сухумо-Абхазской епархией. Очевидно, что на личном (не официальном) уровне он согласовал это с Католикосом-Патриархом Илией II, который, понимая ситуацию, дал ему свое благословение, сказав, что он должен во всех ситуациях поступать как священник.
Некоторые называют отца Виссариона раскольником. Однако его поступки нужно расценивать в свете известных событий и настроений народа. В то время нельзя было действовать иначе, и отец Виссарион выполнил свой священнический долг - он остался верным Православной Церкви и, как умел, заботился о своем народе.
- Но епархия не может существовать без епископа. Как дальше жить православным абхазам?
- Несомненно. С первых месяцев войны после неожиданной смерти митрополита Давида (Чкадуа) на Сухумо-Абхазскую кафедру был назначен епископ Даниил (Датуашвили). Это было очень сложное время для всех нас. Митрополит Даниил находился на той части Абхазии, которую контролировали грузинские войска, воевавшие с абхазами. Вся паства, оставшаяся на другой стороне реки Гумисты, ни разу его не видела и не видит до сих пор. За эти 12 лет митрополит Даниил не направил в Абхазию ни одного послания и не участвовал в миротворческом процессе.
Как может народ принять архиерея, которого он не знает и который сегодня не может приехать в Абхазию?
Мне кажется, что в данной ситуации управление Сухумо-Абхазской епархией должно перейти к Святейшему Католикосу-Патриарху Илие II, который до своего патриаршества был на Сухумской кафедре 11 лет и имел добрые отношения со всей православной паствой Абхазии.
- Может быть, для такой ответственной миссии нужна какая-то более масштабная фигура, чем священник?
- Здесь нужно единогласие всего абхазского народа, всех тех, кто проживает в Абхазии. Ведь самое важное - не допустить, чтобы православие там превратилось в сектантство или раскол.
- На чем основаны подобные опасения?
- Чем дольше не будет епископа, тем больше будет разброд. Вот примеры. В середине 1990-х годов Абхазию посетил один клирик Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), осетин по национальности, из разряда "шатающихся по юрисдикциям". Он пытался склонить духовенство к переходу в РПЦЗ. Но тогда отец Виссарион мудро отказался. Сегодня этот клирик сам перешел к греческим раскольникам - в так называемый старостильный Киприановский Синод. В Абхазии также есть человек, называющий себя епископом Сухумо-Абхазским и принадлежащий к раскольничьей Истинно-Православной Церкви.
Другая опасность: некоторые клирики РПЦ, находящиеся под запретом у себя в епархиях, бегут в Абхазию и начинают там священнодействовать, вводя в заблуждение и отца Виссариона и его прихожан. Из 14 священников только трое были рукоположены в юрисдикции ГПЦ - это священник Петр Харченко, священник Петр Самсонов и сам Виссарион Аплиаа. Остальные (многие из них абхазы по национальности) рукополагались в Майкопской епархии РПЦ.
- У них есть отпускные грамоты от архиерея?
- Для меня эта ситуация не ясна.
- А кто сегодня живет в Ново-Афонском монастыре?
- Ново-Афонский монастырь населяет многонациональное братство, настоятель - иеромонах Андрей (Ампар), абхаз по национальности. Он был рукоположен в Майкопской епархии и управляет монастырем с согласия отца Виссариона. Также в Абхазии существует монастырь святого Иоанна Златоуста в Каманах. Но вы сами понимаете, что канонические основания для существования этих монастырей весьма и весьма сомнительны. Их занимают лица, не имеющие благословения от епископа на пребывание там. Этот вопрос еще должен найти свое разрешение.
- Каково, на ваш взгляд, будущее православия в Абхазии?
- Я верю и надеюсь, что Господь даст нам все возможное для возрождения православия в Абхазии. Все мы действуем так, как Бог внушает нам. Свидетельством нашего духовного возрастания должно являться стремление к миру и братское взаимоуважение. Церковь Христова едина во всех странах, и нам следует избегать ее национальных определений, которые могут привести нас к филетизму, национализму, ксенофобии. Над всеми людьми Бог.