Как в Ираке, так и во всем мире шииты живут с "синдромом жертвы несправедливости". Несправедливость, считают они, заключается в том, что начиная с VII в. их незаконно лишают власти и влияния в исламской умме (общине). Еще тогда исламская история якобы пошла "не так, как надо". Как полагают шииты, Пророк Мухаммад заповедал власть в умме имаму Али Ибн-Аби-Талибу, своему двоюродному брату и зятю. Но ее узурпировал первый "праведный халиф" Абу-Бакр (которого шииты не признают, тем отличаясь от суннитов, для которых признание законности этого и еще трех "праведных халифов" VII в. является частью религиозного credo).
В дальнейшем все попытки установить в общине власть имамов - потомков Али пресекались "узурпаторами" самым жестоким образом. Так, день Ашура, отмечаемый шиитами ежегодно, напоминает о том, что 10 октября 680 г. войска омейядского халифа Язида убили Хусейна, внучатого племянника Мухаммада и младшего сына Али вместе с его спутниками. На этом месте позже возникла Кербела - город на крови мучеников.
Шиитские надежды и разочарования
"Синдром жертвы" усугубился после серии терактов в день Ашуры (2 марта 2004 г.) в Кербеле и Багдаде. Кровь новых мучеников (более 200 убитых, несколько сот раненых) соединилась с той, что была пролита более 13 столетий назад. Шиитская кровь лилась бурной рекой и при режиме Саддама Хусейна. В 1991 г. было подавлено шиитское восстание на юге страны. В 1980 г. был убит шиитский аятолла Мухаммад Бакир ас-Садр, а в 1999 г. - аятолла Мухаммад Мухаммад Садик ас-Садр и двое его сыновей.
Уже после свержения Саддама Хусейна было убито 24 крупных религиозных деятеля Ирака (подавляющее большинство - шииты), среди которых - глава "Высшего совета исламской революции в Ираке" (ВСИРИ) аятолла Мухаммад Бакир аль-Хаким, аятолла Абд-аль-Маджид аль-Хо"и, аятолла Муханад аль-Хаким. Были совершены покушения на аятоллу Мухаммада Саида аль-Хакима и перебравшегося из Ирана в Ирак внука аятоллы Рухоллы Хомейни - аятоллу Хусейна Хомейни. Дело дошло до того, что, опасаясь за свою жизнь, один из шиитских лидеров - аятолла Али ас-Систани вынужден скрываться и общается со своими последователями через сына.
Шииты Ирака в целом одобрительно отнеслись к свержению режима Саддама Хусейна и проектам демократизации страны. Считается, что шииты составляют большинство населения (60%), и в случае применения принципа "один человек - один голос", их представители получат ключевые посты в системе новой, демократической власти.
Были и другие проекты. Так, в период своей деятельности в условиях эмиграции ВСИРИ ставил вопрос о создании "исламской шиитской автономии" в Ираке. Однако в период оккупации Ирака англо-американской коалицией отдельные шиитские лидеры предложили исключить из голосования население "суннитского треугольника" - из-за его сопротивления оккупационным властям.
При этом шиитские лидеры, как входящие во Временный управляющий совет, так и не входящие в него, сделали ряд оговорок относительно закона управления государством в переходный период - временной Конституции Ирака, составленной американцами. (Ее, кстати, критиковал и суннитский Комитет улемов.) И дело тут, видимо, не в несогласии шиитов с тем или иным положением, например, с ограничением роли ислама. Дело в том, что многочисленные шиитские лидеры не могут принять окончательные формулы политической системы Ирака до того, как будут решены вопросы лидерства внутри шиитской общины.
Воюющие аятоллы
Одного из аятолл - Али ас-Систани в СМИ называют "лидером иракских шиитов". Это неверно в двух отношениях. С одной стороны, он является авторитетом для шиитов не только в Ираке, но также в Иране и Ливане. С другой стороны, и за рубежом, и, что очень важно, в Ираке он не единственный религиозный авторитет шиитов. Именно в шиизме, пожалуй, с наибольшей силой проявляются свойственные исламу децентрализованность, расколотость и внутренняя конкуренция.
Шииты - неконсолидированная общность, поделенная на последователей различных религиозных лидеров. Сами же эти авторитеты отличаются друг от друга этнической принадлежностью, характером отношений с прошлым режимом, ориентацией на внутренние или внешние силы (Иран, Соединенные Штаты Америки, Британия и т.д.), включенностью в формирующуюся политическую систему постсаддамовского Ирака. Они также разнятся количеством последователей, которое в значительной степени зависит от финансовых возможностей того или иного аятоллы, контролем за святыми местами в мировых центрах шиизма - Неджефе и Кербеле (Ирак), признанием научного авторитета того или иного аятоллы в Куме (Иран) и проч. В настоящее время выделяются в основном четыре группировки шиитского духовенства.
Первая - статусное духовенство, люди, которые являлись хранителями шиитской учености и религиозности при режиме Саддама Хусейна в Неджефе, Кербеле, Самарре: Али ас-Систани, Али Башир ан-Наджафи, Исхак аль-Файяд. Они и еще значительное количество их менее авторитетных последователей составляют то, что называется труднопереводимым выражением хавза ильмийя - "научный круг", точнее, богословское сообщество по типу академического, восходящее по меньшей мере к XI в.
При них (но, конечно же, не по их вине) роль Неджефа и Кербелы как мировых религиозно-научных центров шиизма пришла в упадок и эту роль стал играть иранский Кум. Так, на момент политического переворота, осуществленного в 1968 г. сторонниками партии БААС, в Неджефе одновременно обучались 30 тыс. талибов (студентов), а накануне свержения Саддама Хусейна там училось всего 3 тыс. талибов разных национальностей и гражданств, среди которых, по утверждению ливанского шиитского деятеля Мухаммада Хусейна Фадляллы, "немалая часть - внедренные агенты иракской службы безопасности". Тем временем в иранском Куме число талибов возрастало, и в 2003 г. оно достигло 50 тыс. человек. Так сложилось, что эта группировка состоит из не-арабов: Али ас-Систани - иранец, Али Башир ан-Наджафи - пакистанец, Исхак аль-Файяд - афганец.
Этой группировке, обвиняя ее в сотрудничестве с павшим режимом, противостоят два арабских семейства шиитских авторитетов, находившихся в жесткой оппозиции по отношению к Саддаму Хусейну. Семейство аль-Хаким более тяготеет к Ирану. Именно там примерно четверть века назад была создана достаточно мощная организация "Высший совет исламской революции в Ираке" (по некоторым сведениям, насчитывающая до полумиллиона последователей), которая располагает хорошо вооруженной и натренированной милицией "Корпус Бадр".
Одновременно ВСИРИ во многом настроена проамерикански: ВСИРИ - одна из главных оппозиционных иракских сил, с которой США сотрудничают уже длительное время. Еще в начале 1990-х гг. эта организация вошла в создававшийся в основном на американские деньги Иракский национальный конгресс. Целью конгресса было свержение Саддама Хусейна.
Мухаммад Бакир аль-Хаким вернулся из Ирана в Ирак в мае 2003 г. и в период "шиитских надежд" рассматривался как духовный глава всех шиитов страны и даже как будущий президент Ирака. Но в результате террористического акта аль-Хаким и еще 82 его сторонника были убиты: на выходе из мавзолея имама Али в Неджефе их ждал заминированный автомобиль.
Влиятельное семейство ас-Садр после гибели отца и двух старших братьев в 1999 г. возглавляет тридцатилетний Муктада ас-Садр. Это семейство не скрывало своей оппозиционности режиму Хусейна, оставаясь при этом в Ираке. Из-за рубежа ас-Садров критиковали Мухаммад Бакир аль-Хаким (из Тегерана) и Абд-аль-Маджид аль-Хо"и (из Лондона). Аль-Хо"и - сын влиятельного в свое время аятоллы Абу-ль-Касима аль-Хои, учителя ас-Систани и аль-Файяда, умершего в 1992 г.
После падения Саддама Хусейна Муктада ас-Садр и его люди первым делом захватили мавзолей имама Али в Неджефе (при этом был убит главный смотритель мавзолея Хайдара аль-Калидара ар-Руфай"и). Там же сторонники Муктады ас-Садра убили приехавшего из Лондона Абд-аль-Маджида аль-Хо"и. Ходили слухи, что именно люди Муктады ас-Садра убили и "иракского Хомейни" - Мухаммада Бакира ас-Хакима, поскольку имели свое мнение относительно того, кто должен быть лидером шиитов Ирака и руководителем страны. Правда, существует версия, что это убийство совершили ваххабиты.
Сторонники Муктады ас-Садра оказались достаточно активны и в столице Ирака. Они стали господствовать над заселенным преимущественно шиитами районом Багдада Мадина Саддам, переименовав его в Мадина ас-Садр в честь Мухаммада Бакира ас-Садра, отца Муктады. Группировка Муктады ас-Садра создала вооруженные формирования "Армия Махди" (Джайш Махди). Именно эта группировка "прославилась" также захватами суннитских мечетей.
Четвертую группу составляют достаточно многочисленные шиитские деятели, которые руководят религиозно-политическими группировками, представляющими собой некую смесь политической партии и вооруженной милиции. Среди них - одна из старейших шиитских религиозно-политических организаций Ирака "Партия исламского призыва" (Хизб ад-да"ва аль-исламийя, создана в 1961 г., руководитель Ибрахим аль-Джа"фари), "Движение исламского призыва" (Харака ад-да"ва аль-исламийя, руководитель Изз-ад-Дин Салим), Мухаммад Бахр аль-Улюм (независимый шиит, в настоящий момент возглавляет Временный управляющий совет - ВУС).
Все эти деятели, а также нынешний глава ВСИРИ Абд-аль-Азиз аль-Хаким входят во Временный управляющий совет Ирака. Характерно, что ни Али ас-Систани, ни Муктада ас-Садр не представлены в ВУС.
Вне ВУС остаются также "Партия призыва - Правовой комитет" (Хизб ад-да"ва - аль-Маджлис аль-фикхи, руководитель Казим аль-Ха"ири, постоянно проживает в иранском Куме), "Организация исламского действия" (Муназзама аль-амаль аль-ислами под руководством аятоллы Мухаммада Таки аль-Мударриси, Кербела), "Движение исламского согласия" (Харака аль-вифак иль-ислами, руководитель Джамаль аль-Вакиль, подчиняется авторитету иранского аятоллы Садика аш-Ширази), "Иракский патриотический фронт" (Аль-Джабха аль-ватанийя аль-иракийя, создан уже после свержения Саддама Хусейна, руководители - Мухаммад Абд-аль-Джаббар, Халиль аль-Хифаджи, Надим ат-Та"и), "Хизбалла - Ирак" (Акиль Мухаммад аль-Галиби, о создании группировки объявлено в 1992 г.), Ассоциация улемов (Джама"а аль-уляма", руководитель Мухаммад Бакир ан-Насири), "Воинство имама" (Джунд аль-имам, руководитель Галиб аш-Шабандар). По слухам, на территорию Ирака проникло около 15 тыс. иранцев, которые создали три новые "Хизбаллы".
Есть также целый ряд локальных политико-военных группировок шиитов. "Ассоциация объединенного исламского фронта" (Джама"а аль-джабха иль-исламийя аль-муваххада), действующая в багдадском районе Казымийя. Возглавляет ее Мухаммад Махди аль-Халиси, до недавнего времени находившийся в Сирии. На юге страны, в Басре, действует шиитская милиция "Исламские базы" (Аль-Кава"ид аль-исламийя, руководитель Абдалла аль-Файсал). Там же в основном дислоцирован "Корпус Бадр", подчиняющийся ВСИРИ. На севере Ирака, в Курдистане, "Шиитский совет туркоманов" (Аль-Маджлис аш-ши"и ли-т-туркуман) категорически выступает против даже самого названия "Курдистан" и требует соблюдения прав этой третьей по численности тюркоязычной народности в стране - как шиитов, так и суннитов.
"Убей шиита - попадешь в Рай"
Еще одна проблема, встающая перед шиитами Ирака в связи с временной Конституцией, - провозглашение ислама "официальной религией" Ирака. Совсем не праздным для иракцев является вопрос о том, какой ислам будет в Ираке "официальной религией". В стране обостряются извечные суннитско-шиитские противоречия. И если при Саддаме Хусейне, в условиях диктатуры эти противоречия подавлялись, а националистический светский режим формировал относительно однородную иракскую нацию, то сейчас в стране наблюдается своеобразное "суннитское возрождение" с сильным ваххабитским уклоном. Это "возрождение" имеет достаточно четкую антишиитскую направленность.
Исполнители и заказчики терактов 2 марта нынешнего года в Кербеле и Багдаде вычисляются иракскими шиитами без труда. 5 марта во время проповеди в мечети мавзолея имама Мусы аль-Казыма в Багдаде шиитский имам Хазим аль-А"раджи прямо обвинил в совершении кровавых терактов "Аль-Каиду" и ваххабитов. Впрочем, он мог бы выразиться короче - ваххабизм, поскольку "Аль-Каида" - ваххабитская организация.
О том, что это - дело рук ваххабитов, говорит прежде всего использование террористов-самоубийц, так называемых "шахидов". Примечательно, что теракт против молящихся в шиитской мечети в пакистанском городе Кветте, совершенный одновременно с терактами в Кербеле и Багдаде, тоже был исполнен террористом-смертником. Ваххабиты сумели внедрить особую террористическую "культуру" и собрать достаточно большое количество людей в разных странах мира, верящих, что, совершив "акт самопожертвования" (истишхад, шахада), т.е. самоубийственный террористический акт, и унеся с собой как можно больше жизней "неверных", мусульманин попадает прямиком в Рай, точнее, в его часть, предназначенную для избранных, - Аль-Фирдаус. Есть свидетельства, что в настоящее время среди части иракских суннитов распространена поговорка "Убей шиита - попадешь в Рай", понимаемая как руководство к действию.
Но ведь шииты - это мусульмане, а не "неверные", скажет читатель и будет прав. Однако не с точки зрения ваххабитов. Для них шииты - не просто "неверные", но и "худшие из людей". Именно эта характеристика шиитов обнаруживается в послании Абу-Мус"аба аз-Заркави (он же Низар Фадль аль-Халяиля) одного из руководителей "Аль-Каиды", которое распространяется среди суннитов Ирака.
И если авторство аз-Заркави у кого-то может вызвать сомнения, то ваххабитская религиозно-идеологическая основа этого послания очевидна. В документе в том числе утверждается, что "Аль-Каида" осуществила два с половиной десятка террористических актов на территории Ирака. Очень вероятно, что это действительно так, если рассматривать "Аль-Каиду" как сетевую организацию, включающую в себя множество ассоциированных коллективных членов - группировок.
В Ираке в настоящее время действуют относительно умеренные суннитские религиозно-политические группировки - "Иракская исламская партия" (иракские "Братья-мусульмане", представитель которых входит в ВУС) и "Исламская партия освобождения" (Хизб ат-тахрир аль-ислами). В "суннитском треугольнике" также действуют милицейские отряды типа "Муджахедов Эль-Феллуджи" (Муджахиду аль-Фаллуджа).
Но еще до падения режима Саддама Хусейна в Ираке (в Курдистане, в районе Халабджи) действовала ваххабитская группировка "Ансар аль-ислам" ("Сторонники ислама", руководитель мулла Карикар, находится в Скандинавии), идеологически, финансово и кадрово подпитывавшаяся из Саудовской Аравии. Сейчас она расползается по всему Ираку. Есть еще суннитская "Исламская группа" (Аль-Джама"а аль-исламийя, идеологически и организационно близка к "Ансар аль-ислам", действует в основном в Курдистане, руководитель - мулла Али Бабир).
К тому же после свержения Саддама в Ираке появились целая серия суннитских (по преимуществу арабских, с участием арабов из других стран) боевых группировок, совершающих террористические акты против шиитов, а также курдов: "Ансар ас-Сунна" ("Сторонники Сунны"), "Движение ясного знамения" (Харака аль-фатх аль-мубин, руководитель - Салих Мухаммад ад-Далими,), "Ячейки джихада" (Халяя аль-джихад), "Минарет" (Аль-Манара), "Месть Аллаха" (Са"р Аллах), "Мусульманская молодежь" (Аш-Шабиба аль-исламийя), "Армия Мухаммада" (Джайш Мухаммад), "Белые знамена" (Аль-Альвия аль-байда"), "Силы Халида Ибн-аль-Валида" (Кувват Халид Ибн-аль-Валид), "Группа Страшного суда" (Джама"а аль-Кари"а).
Программа всех этих группировок носит откровенно антишиитский характер: "Движение ясного знамения" открыто позиционирует себя как "суннитский противовес" шиитской "Армии Махди" Муктады ас-Садра; "Силы Халида Ибн-аль-Валида" "специализируются" на убийстве шиитов, выходящих из мечетей. Название группировки "Белые знамена" должно напоминать шиитам о том, что именно белым был цвет знамен у того войска, которое убило имама Хусейна и его спутников 13 столетий назад. И нынешние шииты Ирака хорошо понимают это символическое послание, адресованное им.
Особенно пугает их то, что в Ираке появилось финансируемое и обеспечиваемое боевыми кадрами с территории Саудовской Аравии ваххабитское "Салафитское движение проповеди и джихада" (Аль-Харака ас-салафийя ли-д-да"ва ва-ль-джихад). Созданное в Алжире в начале 1990-х гг. ваххабитское движение с таким названием смогло развязать кровопролитную гражданскую войну в этой стране, в отличие от Ирака однородной в конфессиональном отношении.
Обладающие хорошей исторической памятью шииты Ирака помнят, как ваххабиты в 1802 г. захватывали Кербелу. Тогда были жестоко убиты тысячи мирных жителей, разрушен, разграблен и осквернен мавзолей имама Хусейна, а награбленные сокровища ваххабиты увезли из города на четырех тысячах верблюдов. Для иракских шиитов теракт 2 марта в Кербеле - страшное напоминание о ваххабитской угрозе.
Возможно ли остановить это насилие? Признаться, нет уверенности, что различные исламские религиозно-политические силы, действующие на территории Ирака, в состоянии это сделать.