Два года назад отношения между Московским Патриархатом и Ватиканом обострились из-за структурных изменений Католической Церкви в России. Четыре Апостольские администратуры были преобразованы в епархии. Однако это обострение отношений я не стал бы называть тяжелым конфликтом. Речь идет скорее о некоторых серьезных недоразумениях. Ведь упреки в адрес Католической Церкви со стороны РПЦ звучат те же самые, что и десять лет назад.
В первую очередь нашу Церковь обвиняют в прозелитизме на канонической территории Русской Православной Церкви. Все эти годы мы призываем Московский Патриархат заняться этой проблемой и разрешить накопившиеся недоразумения. Прежде всего необходимо сформулировать, что мы имеем в виду под понятиями "прозелитизм" и "каноническая территория". Последнее может относиться только к одной конфессии. Проблема канонической территории остро стоит, например, в Молдавии, где одновременно существуют две легитимные православные юрисдикции - Русской и Румынской Церкви. На наш взгляд, понятие канонической территории не может использоваться применительно к межконфессиональным отношениям.
Что касается прозелитизма, то это понятие имеет два аспекта. Первый - это переманивание верующих из одной конфессии в другую с использованием недостойных методов. Подобного рода деятельностью мы не занимаемся и всегда готовы обсуждать с Православной Церковью конкретные факты, если таковые имеют место. Ведь мы признаем Православную Церковь благодатной и имеющей все необходимые средства для спасения человека. Для Католической Церкви Россия - не миссионерская страна, а христианская.
Но с другой стороны, понятие прозелитизма имеет еще и богословский аспект. Это библейский термин, неразрывно связанный с миссионерской природой самой Церкви. Проповедь Евангелия - это призвание каждого христианина, независимо от его конфессиональной принадлежности. Только в этом, богословском, а не юридическом, смысле можно говорить о нашей миссионерской деятельности на территории России. Мы считаем Россию страной христианской, преимущественно православной, но в которой также проживают представители других религий. Католики были и останутся в России меньшинством. Наша Церковь стремится к полноценному пастырскому окормлению своей немногочисленной паствы, а не к переманиванию православных в католичество. Структуры Католической Церкви в России призваны служить исключительно этой цели. И сама жизнь подтверждает это. Ведь наша паства не возросла существенным образом после структурных преобразований.
Проблема украинских греко-католиков также всегда остро стояла во взаимоотношениях между Ватиканом и Московским Патриархатом. Но, на мой взгляд, в настоящее время на Украине куда более остро стоит проблема внутриправославного единства. Подчеркиваю, что мы всегда готовы к обсуждению с Русской Православной Церковью вышеуказанных проблем.
И все же, несмотря на разногласия, отношения между нашими Церквами начинают нормализовывать. Страсти постепенно утихают, а это уже неплохой знак.
В последнее время в прессе часто обсуждается вопрос о возможности визита Иоанна Павла II в Россию. Конечно, мне, как и другим российским католикам, очень хотелось бы увидеть Папу в России. Думаю, что к этому визиту положительно отнеслись бы не только католики, но и многие представители других христианских конфессий, других религий, и вообще люди доброй воли. Однако надо быть реалистами. В настоящее время визит Папы в Россию кажется маловероятным. Прежде всего необходимо упразднить разногласия, существующие между нашими Церквами.
Тема взаимоотношений между католиками и православными активно обсуждалась в связи с ноябрьским визитом президента Путина в Ватикан и его встречей с Папой Римским. Но это была встреча глав двух государств. Проблемы же межцерковных отношений должны решать прежде всего сами Церкви. Однако, на мой взгляд, подобные встречи имеют огромное значение. Прежде всего они способствуют упразднению стереотипов в представлении друг о друге. Оказывается, что у Ватикана и России похожая позиция по многим животрепещущим проблемам современного мира. Жаль, что церковные лидеры здесь не столь активны, как светские, чтобы показать, что между католиками и православными больше сходства, чем различий.
В середине февраля в Москву прибывает председатель папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. В ходе его переговоров с представителями РПЦ планируется обсудить наиболее острые проблемы во взаимоотношениях двух Церквей. Пока трудно говорить о каких-то конкретных договоренностях. Надеюсь, что визит кардинала Каспера будет способствовать достижению прогресса во взаимоотношениях между православными и католиками.