0
4895
Газета Тенденции Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Последователи "Нью эйдж" не нашли свое место в Церкви

Игорь Кантеров

Об авторе: Игорь Яковлевич Кантеров - доктор философских наук, профессор МГУ, зампредседателя Экспертного совета религиоведческой экспертизы при Минюсте России.

Тэги: нью айдж, ватикан, исследование


В современном мире широко распространились религиозно-мистические группы, обычно именуемые "религиями Новой эры" (или "Нью эйдж"). Движение ньюэйджеров, оформившееся в 70-80-е годы в западных странах, представляет собой сплав различных верований, оккультизма, теософии, астрологии, пантеизма и язычества. В отличие от исторических религий, а также от большинства "классических" типов новых религий в объединениях последователей "Нью эйдж" обычно отсутствуют жесткие организационные структуры, четко сформулированные вероучительные доктрины.

Социологи религии классифицируют подобные объединения скорее как "религии-аудитории", нежели устойчивые группы единоверцев. Сегодня это движение, ставшее частью масскультуры, приобрело популярность во многих слоях общества. В зарубежных странах, как, впрочем, и на российских просторах, группы ньюэйджеров нередко предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров. В этом можно убедиться, посетив Духовно-оздоровительную выставку, которая дважды в год (четвертый год подряд) проводится в залах Московского Дома художника. На ней размещаются стенды десятков разновидностей объединений "Нью эйдж", читаются лекции, устраиваются презентации, шоу-программы целителей, астрологов, ясновидцев.

От анафем - к размышлению и пониманию

Ватикан стал проявлять повышенный интерес к неорелигиозным образованиям сравнительно недавно, с момента превращения их хотя и в маргинальный, но все же устойчивый компонент духовно-конфессионального ландшафта десятков стран мира. Изучение альтернативных форм религиозности возложили на несколько подразделений Римской курии. Одно из них - Папский совет по межрелигиозному диалогу - в 1986 году опубликовал обширный документ "Секты или новые религиозные движения. Пастырский вызов". Процедура его подготовки была весьма необычна для подобной структуры: 75 региональным и национальным епископальным конференциям разослали вопросники. В них предлагалось оценить тип действующих религиозных новообразований, определить численность их последователей, назвать причины и факторы, способствующие успеху неорелигий в данной местности, сообщить о мерах противодействия росту таких групп и движений.

Спустя 18 лет, в феврале 2003 года, Ватикан издает другой документ, озаглавленный "Христос несет живую воду. Размышление о "Нью эйдж". Текст документа мало чем напоминает наставления и предписания, выходящие из недр ватиканских канцелярий. Своим объемом, формой и содержанием он больше похож на научно-исследовательский трактат: детальная разбивка текста на разделы и параграфы, внушительный список цитируемых авторов (свыше 100). Хочется отметить, что при общем негативном отношении к "Нью эйдж" авторы документа воздерживаются от резких формулировок, демонизации, криминализации и карикатуризации своих оппонентов. В обширном тексте отсутствует терминология, обычно используемая при описании учения и практик "Нью эйдж": "вербовка", "зомбирование", "кодирование", "промывание мозгов". Облегченным суждениям об этом явлении как порождении злокозненных деяний мошенников и проходимцев противопоставляется обстоятельный анализ "Нью эйдж" как сложного и противоречивого явления современной духовной жизни.

В сжатом, обзорно-конспективном виде в документе представлены практически все имеющиеся трактовки движения "Нью эйдж", а также способы распространения учения и практики. Это выгодно отличает позицию авторов документа от многочисленных публикаций с преобладанием ругательно-обличительной риторики, зачастую не позволяющей понять существо проклинаемого учения. К тексту прилагается подробный глоссарий, разъясняющий читателю значение используемых в тексте понятий различных философских школ, религиозных учений, многочисленных разновидностей движения.

Исследователи неорелигиозных образований сегодня по-разному оценивают место "Нью эйдж" в современном духовно-религиозном пространстве. Разнобой существует и в отнесении групп ньюэйджеров к определенному типу религиозных организаций, существенно различаются и трактовки природы данного феномена. Формулируя свое отношение к "Нью эйдж", авторы документа демонстрируют похвальную осведомленность в содержании огромного массива специальной литературы по самым различным проблемам этого феномена. Обращается внимание на неопределенность самого термина "Нью эйдж", порождающего немало споров. Нередко им даже не рекомендуют пользоваться вообще. Но тем не менее, подчеркивается в документе, поскольку при всем несовершенстве термин "Нью эйдж" продолжает многим служить обозначением кладезя мудрости, хранящего ответы на "вечные проблемы бытия", то не принимать его в расчет уже нельзя. Поэтому отказ от использования этого термина ни в коей мере не должен восприниматься как сомнение в искренности людей, ищущих смысл жизни. Следует серьезно задуматься и над причинами столь радикального противопоставления ньюэйджерами религии и духовности. По их мнению, многие отвергли организованную религию, поскольку она провалилась "духовно", а посему ее время прошло. Поэтому причисление "Нью эйдж" к религии приверженцы данного движения считают ошибочным, противоречащим пониманию его сущности.

В документе выделяются специфические черты учений и практик ньюэйджеров, отличающие их от других последователей неорелигий. "Нью эйдж" не является движением в том значении, которое обычно вкладывается в понятие "Новое религиозное движение", но это и не то, что обычно обозначается терминами "культ" и "секта". Объединение ньюэйджеров также представляет собой не единое однородное движение, а аморфные группы практикующих, предпочитающих "мыслить глобально, а практиковать локально". Зачастую они даже не знакомы друг с другом.

Уже на первых страницах текста развенчиваются заявления ньюэйджеров о "радикальной новизне" их учений и практик, будто бы принципиально изменяющих традиционные представления о человеке и его месте в мире. Истоки суждений о "новизне" "Нью эйдж" предлагается искать в крайне поверхностных представлениях о природе этого движения. "Когда же кто-нибудь как следует изучит труды ньюэйджеров, то вскоре становится ясным, насколько мало в "Нью эйдж" нового". Корни генеалогического древа ньюэйджеровских учений обнаруживаются уже в воззрениях гностических сект, появившихся во времена раннего христианства.

Одной из причин востребованности идеалов "Нью эйдж" называются глубоко укоренившиеся в сознании современного человека неуверенность, страх перед настоящим и будущим, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях. "Утверждается, что христианская религия является патриархальной и авторитарной, что политические институты не способны улучшить мир и что традиционная медицина просто показала свою неспособность успешно лечить людей". В поисках выхода из непредсказуемых и хаотичных жизненных ситуаций люди обращаются к альтернативным институтам в надежде найти здесь решение мучающих их проблем. Но хотя многие версии "Нью эйдж" и выступают как реакция на современную западную культуру, в действительности этот феномен - детище той же самой культуры Запада. Своими корнями учения и практики ньюэйджеров восходят к Ренессансу и Реформации. Именно тогда сформулированы основные установки умонастроения современного западного индивида, не отягощающие его ограничениями, авторитетами и традициями. И даже в трудных ситуациях индивиды подобного типа склонны ставить свои личные суждения выше официальных или традиционных.

Как отмечается в документе, в конце XVIII и на протяжении всего последующего столетия известные европейские интеллектуалы с энтузиазмом воспринимали ключевые мыслительные матрицы, основанные на теософско-эзотерических учениях. Их некоторые элементы можно встретить у масонов, спиритов, розенкрейцеров. В документе выделяются основные мировоззренческие констатации, связывающие воедино разнородные группы ньюэйджеров. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо, наделенное симпатиями и антипатиями, тайным огнем и светом, которыми человек стремится овладеть. С помощью воображения или через посредников (ангелов, духов, ритуалов) люди могут устанавливать контакты с высшими и низшими мирами. Пройдя процесс духовной трансформации, люди способны проникнуть в тайны космоса, Бога и самого себя. Конечный путь маршрута - гнозис - высшая форма знания, эквивалент спасения. Гнозис включает в себя не только философскую, но и тайную (эзотерическую) доктрину, передаваемую от учителя к ученику через ступени посвящения.

Христос или Водолей

Добрую половину документа занимает методическое опровержение главных постулатов учения ньюэйджеров. Их основной порок усматривается в "приватизации веры", неуемном разгуле фантазии, проявляющемся в конструировании эклектических философско-религиозных теорий, включении в них персонажей и символики христианства. Стрелы критики направлены в первую очередь против ньюэйджеровских представлений о Боге. Осуждается деперсонификация образа Творца, изображение его то как "жизненной силы", то как "души мира". Почти все последователи учений "Нью эйдж" убеждены в том, что "божественное" не существует "вовне". Вдохновляясь идеями Карла Густава Юнга, они проповедуют веру в существование "Бога внутри нас", а потому все проблемы сводят к нашей неспособности постичь нашу собственную "божественность". Такая неспособность может быть преодолена при помощи применения набора техник, выявляющих наши скрытые "божественные" возможности.

Отмечается, что практикуемое ньюэйджерами "перевертывание" взаимоотношений между Творцом и творением ведет к сатанизму. Сатана превращается в символ бунта против традиционных правил и установлений, зачастую принимающего агрессивные, эгоистические и насильственные формы. Поэтому некоторые группы протестантов-евангеликов выражают озабоченность сублимированным присутствием сатаны в рок-музыке, что, по их мнению, оказывает сильное воздействие на молодежь и отдаляет их от учения Христа.

Отношение ньюэйджеров к Иисусу Христу истолковывается как глобальный вызов всей христианской цивилизации. Эра Водолея, сменяющая христианскую эру Рыб, будет сопровождаться чредой радикальных перемен. В эру Водолея будут жить совершенные, гермафродитные существа, полностью овладевшие законами Космоса. По этому сценарию христианство должно исчезнуть и уступить место глобальной религии и новому мировому порядку. Наиболее опасным вывертом "христологии" ньюэйджеров считается замена образа Христа суррогатными символами, искажающими смысл и значение искупительной миссии (жертвы) Иисуса. В писаниях теоретиков "Нью эйдж" Спаситель предстает как некий образец для подражания, который может появляться в любые времена, у многих народов и в различных местах. Иисуса Христа нередко изображают одним из мудрецов, посвященным, аватарой. При этом смерть Иисуса на кресте или отвергается, или перетолковывается таким образом, что исчезает представление о страдающем Христе. "Спасаемся ли мы сами своими собственными делами или будем спасены Божьей любовью?" Ньюэйджеры отвечают на этот вопрос при помощи терминов "самореализация" и "самоискупление". Христиане же, напротив, должны видеть в спасении не экспериментирование над самим собой, а избавление от греха и его последствий, побуждающее вести борьбу за преодоление греха в человеке и окружающем мире.

Неоплаченные счета Церкви

Даже при беглом прочтении документа бросается в глаза присутствие в нем изрядной дозы "самокритики": признание ответственности Католической Церкви и христианства в целом за распространение новых религий. Главной причиной недооценки вызова "Нью эйдж", запоздалой и неэффективной реакции на него называется отсутствие у многих считающих себя христианами глубоких и прочных знаний основ христианской веры. Отсюда проистекает и ошибочный вывод о неспособности христианства пробудить в человеке глубокие духовные взгляды и чувства, и о необходимости искать их вне Церкви. "Люди считают, что христианская религия не предлагает им или даже никогда не давала того, что им действительно необходимо". Нередко людей приводит в "Нью эйдж" жгучая тоска по тому, что способно захватить их сердца, наполнить смыслом жизнь в запутанном и отчужденном мире. "И если Церковь не желает быть обвиненной в глухоте к глубинным устремлениям людей, ее членам необходимы две вещи: самим как можно глубже постигать основы своей веры и слышать зачастую молчаливые крики людских сердец, уводимых куда-то в другие места, если они не будут утолены Церковью".

Для результативного противодействия распространению "Нью эйдж" авторы документа призывают активно использовать возможности широкой сети пастырских, культурных и духовных центров. В идеале такие центры могли бы придать беспорядочным спорам о "Нью эйдж" более продуктивные формы, превратиться в форумы по обсуждению различных аспектов учения и практики ньюэйджеров. В то же время с сожалением признаются слишком многочисленные случаи вовлечения католических духовных центров в распространение идей "Нью эйдж" среди верующих. Поэтому таким центрам предстоит избавиться от подобных ошибок и стать активными проводниками христианской духовности, местом для честного диалога. Правда, он не должен быть спонтанным. Для участия в нем католической стороне следует привлекать специалистов, способных критически оценить учение и практики "Нью эйдж".

Серьезную озабоченность ватиканских аналитиков вызывает сумятица в представлениях католиков о "Нью эйдж". Многие из них не видят ничего предосудительного в обращении к ньюэйджеровским методикам и практикам, порой считая это всего лишь невинным следованием последней моде. Для устранения такой нетвердости в вере рекомендуется формировать у католиков адекватное понимание природы данного движения, акцентируя их внимание на абсолютной противоположности исходных установок этого феномена христианскому вероучению. Католикам советуют быть более разборчивыми в контактах с миссионерами учений "Нью эйдж", способными увлечь собеседника красочными рассказами о своих собраниях. Так, некоторые объединения "Нью эйдж" называют себя "молитвенными группами", и прежде чем посещать собрание таких групп, следует выяснить: возносят ли здесь молитву Богу-Отцу, Святому Духу и Иисусу Христу.

Хотя авторы документа позитивно оценивают вклад представителей самых различных исследовательских школ в изучение природы "Нью эйдж", они в то же время призывают не переоценивать их заслуги. Прекрасные книги и другие источники могут помочь католикам лучше понять те элементы ньюэйджеровских учений и практик, с которыми придется встретиться. "Однако они не всегда гарантируют необходимое постижение "Нью эйдж" в свете христианской веры". Наряду с этим рекомендуется добывать достоверные сведения о лицах, группах и институтах, занимающихся распространением информации о "Нью эйдж". Имеются случаи, когда беспристрастные исследователи впоследствии становятся активными проводниками и апологетами альтернативных религий.

Настораживает также, что некоторые международные организации принимают участие в кампаниях по восхвалению "религиозного многообразия" и отстаивают статус некоторых сомнительных организаций.

Поучительные уроки

Выступая на презентации документа о "Нью эйдж", кардинал Поль Пупар призывал не "канонизировать" это детище нескольких ватиканских учреждений, поскольку, "если он будет заменен лучшим и совершенным текстом, только тогда можно будет говорить, что он достиг своей цели". В словах кардинала просматривается призыв к постоянному усовершенствованию форм и способов противодействия католицизма распространению новых религиозных движений. Такой призыв актуален не только для римо-католиков. Можно, разумеется, проигнорировать ватиканский документ "Христос несет живую воду. Размышление о "Нью эйдж"" посчитав содержащийся в нем опыт понимания этого феномена малопригодным, например, для российской действительности. Но даже с учетом этого из документа можно извлечь по меньшей мере два поучительных урока.

Во-первых, в противодействии "Нью эйдж" Римско-Католическая Церковь рассчитывает главным образом на свои силы: ответственность и сознательность верующих, клира, теологов, светский апостолат. Авторы документа не обращаются к помощи светских властей, не призывают их ограничить или вовсе запретить неорелигиозные объединения.

Во-вторых, в критических оценках природы своих оппонентов ватиканские аналитики используют наработки религиоведов, теологов, философов самых различных школ и направлений. Причем они не занесли в списки защитников сектантов всех, не согласных с их суждениями о новых религиозных движениях, что, на мой взгляд, весьма отрадно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1032
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости