- Равиль Рашитович, вы исповедуете смелые новаторские идеи: призываете к реформе ислама и заявляете себя независимым лидером новой альтернативной мусульманской организации. Не могли бы вы кратко рассказать о своем жизненном пути и о том, как вы пришли к своим идеям?
- Как и многие татары, я воспитывался в семье, в которой религия считалась просто частью национальной традиции. Родился в 1954 году в Нижегородской области. Переехал в Москву, поступил в институт, но высшего образования так и не получил. Долго работал на вокзале носильщиком. Меня одолевали мирские заботы, но от ислама я был далек.
По-настоящему я пришел к Аллаху в 1990 году. Однажды на Ленинском проспекте я встал на колени и обратился к Богу, попросил его спасти меня. Уже на второй день я изменился. После сам научился совершать намаз (ежедневную молитву), стал ходить в мечеть.
С 1994 года начал проповедовать в мечети. Духовенство не возражало. Тогда же я обошел все вокзалы и рынки, проповедовал всем: и татарам, и дагестанцам, и азербайджанцам, и русским. И люди обращались в ислам. Моя практическая миссионерская деятельность длилась около шести лет.
- Были ли обращения русских в ислам?
- Такой цели я перед собой не ставил. Хотя русские ученики у меня были. Я считаю, что сначала мусульмане должны навести порядок у себя дома, а потом уже обращать других.
На первый взгляд ислам в России переживает расцвет - строятся мечети, открываются школы, создаются даже мусульманские партии. Но в действительности исламское общество сегодня находится в ужасном положении. Многие верующие далеки от ислама и уже не живут по Корану. Поэтому причины упадка кроются, на мой взгляд, не в исламе, а в самих мусульманах.
- Что вы имеете в виду под реформой ислама?
- Реформа должна происходить в нескольких направлениях и поэтапно. Прежде всего структурная реорганизация, а затем корректировка современного исламского права, определяющего мировоззрение и мышление самих мусульман сегодня.
Первое и главное условие реформы - полный отказ от существующей системы управления в исламе через создание новой, альтернативной мусульманской организации. Мусульмане должны выработать реально действующие демократические механизмы выборности религиозных лидеров, подотчетности их умме (общине) и смещения их законным и мирным способом.
Формально любой муфтий сегодня отчитывается перед общиной. Но реально он подотчетен только зависимым от него людям. Думающие и активные мусульмане-миряне перестали принимать участие в жизни общины, тогда как именно они должны контролировать духовенство. По крайней мере так было во времена Пророка.
Без создания альтернативной мусульманской организации реформа невозможна, так как существующая закоснелая система будет только тормозить этот процесс.
- Могут ли российские мусульмане, подчас не знающие даже арабского языка, выполнять ту роль, которую вы им отводите?
- Я, как лидер-реформатор, создаю такую группу. На общественных началах она возьмет на себя обязательства по контролю власти в исламе. Реформа возможна, если мы возьмем на себя альтернативное руководство. Можно назвать это мирной революцией. К нам придут многие, я уверен.
- Вы упомянули необходимость как-то "откорректировать" исламское право. Что имеется в виду?
- Шариат (мусульманское право) должен быть преобразован. Некоторые положения шариата призывают к насилию и подталкивают к терроризму.
Существует специальный метод реформы шариата. Он позволяет вернуться к первым аятам и сурам времен Пророка, которые призывают к мирному сосуществованию с другими религиями. На основе этих аятов нужно создать новый шариат.
Шариат многие считают неизменяемым божественным законом, данным раз и навсегда. На самом же деле божественный закон - это Коран, шариат - это человеческий закон, созданный людьми. Тот шариат, который существовал десять веков назад, неприемлем сегодня - мир изменился. Поэтому реформа должна начаться с шариата.
- Какие положения современного шариата должны быть изменены?
- В шариате должно быть изменено только публичное право. В частности, должны быть пересмотрены права женщины в обществе, оговорены права и свободы немусульман, отменено рабство, отменены наказания палками, отрубания рук и т.д.
Ведь сколько бы Чечня ни голосовала за новую Конституцию, люди там по-прежнему живут по шариату. И рабство до сих пор не отменено. Совершенно очевидно, что в рамках существующего шариата построение конституционного строя невозможно.
На мой взгляд, шариат должен основываться на принципах демократии, свободы совести, гражданских свобод, прав человека, международного права. Только на этих принципах, которые, к сожалению, отсутствуют в современном шариате, мы сможем построить новое исламское общество.
- И ваххабизм, и официальный ислам опираются на шариат. Не означает ли это, что и то и другое - один и тот же ислам?
- В чем-то они находят общий язык, в чем-то нет. Основа одна - шариат. Я бы даже сказал, что до тех пор, пока мы его не изменим, мы не сможем избавиться от терроризма.
- В чем все же причина того, что современный ислам пришел в такое плачевное, по вашим словам, состояние?
- Первая причина - "закрытие врат иджтихада", то есть отсутствие права применять частное суждение. Иджтихад - это независимое суждение по вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и Сунны (поступки и высказывания Мухаммеда). Выносят его юристы-правоведы (факихи).
В свое время были созданы четыре мазхаба (религиозно-правовых школы). С тех пор свободное суждение в исламе не применяется, а это означает застой и отсутствие динамики.
- Вы говорите о реформе в мировом исламе?
- Да, поскольку по всему миру ситуация в исламе одинаковая. Везде происходят одни и те же процессы.
- Как на ваши предложения реагируют официальные мусульманские лидеры?
- Я не раз обращался к Равилю Гайнутдину, но на все предложения, касающиеся просвещения мусульман, получал отказ. Тогда я пришел к выводу, что ни один из официальных лидеров не думает о людях. В 1998 году я вышел на середину мечети и сказал: "Беру на себя обязанность стать истинным лидером для истинных мусульман". На меня кричали, требовали справку из дурдома, и в конце концов мы полностью разошлись. Меня выгнали и из мечети, но я не считаю их своими врагами. Аллах покажет, кто из нас прав.
- Вы надеетесь, что в конечном итоге основная масса мусульман из официальных структур перейдет к вам?
- Так должно быть, хотя, может быть, и не сразу. Альтернатива - это право выбора.
- Когда вас выгоняли из мечети, вас не объявили еретиком?
- Объявили. Но я отношусь к этому спокойно. Мусульманин не имеет права ни одного человека называть неверующим (кафиром). Даже несмотря на то, что мы разошлись с Равилем Гайнутдином, я считаю его верующим человеком, хотя и ошибающимся.
- Есть ли имамы, которые поддерживают вас? Проповедуете ли вы у них в мечетях?
- Есть такие, которые единодушны со мной. Но в мечетях я не проповедую. Я действую по-другому. Я действительно знаю, как претворить реформу в жизнь и, как наш Пророк, собираю группу единомышленников, которые возьмутся за дело установления истины. Мы хотим показать людям, что у них есть право выбора. И делаем это бескорыстно ради Аллаха и для людей.
- Когда, по вашим собственным прогнозам, ваши идеи завоюют мусульманское сообщество?
- Уверен, что это произойдет в самом ближайшем будущем. На мой взгляд, речь идет о 5-10 годах.
- У вас есть ощущение собственного избранничества, представление о том, что Аллах избрал вас ради определенной цели?
- Нет. Я простой человек без специального образования, не знающий даже арабского языка. Именно поэтому я пытаюсь подготовить мусульман к мысли о том, что за реформы должен взяться обычный светский человек: араб в Судане, азербайджанец на Кавказе, татарин в России. И таких людей много. Но их сдерживает страх. Наша цель - создать новое, здоровое мусульманское сообщество, способное жить в России и в мире. Существующему в наше время культу силы, насилия и агрессии мы должны противопоставить силу разума и культуры, человеколюбия и терпимости.
Всемирный процесс либерализации общества захватил все сферы, в арьергарде остается только ислам, передовая религия.