Украинско-польские взаимоотношения отягощены различного рода недоразумениями, корни которых уходят в историю. Например, межгосударственные отношения омрачают неоднозначная оценка сторонами таких событий, как украинско-польская война 1918-1919 гг., операция "Висла" (в ходе которой 150 тыс. украинцев в 1947 г. насильственно переселили на бывшие немецкие земли. - Прим. ред.), а также деятельность Организации украинских националистов (ОУН) и ее вооруженного формирования - Украинской повстанческой армии (УПА).
Историю нельзя изменить. Можно лишь постараться взглянуть на нее без эмоций. Серьезную роль в этом могли бы сыграть представители христианских Церквей. Сам факт взаимодействия священнослужителей Римско-Католической и Греко-Католической Церквей был бы неопровержимым признаком положительных изменений.
Однако над отношениями между украинскими и польскими Церквами тяготеет груз недоразумений, который затруднял, а во многих случаях фактически делал невозможным их участие в конструктивном диалоге. Без преодоления груза недоразумений любые декларации так и останутся жестами вежливости, за которыми не следуют никакие дальнейшие шаги. В частности, подобная судьба постигла подписанное в 1987 г. польским римско-католическим и украинским греко-католическим епископатами обращение о примирении. Очевидно, предложение со стороны церковных иерархов подвести черту под несправедливостями и болью прошлого может быть действенным только тогда, когда между самими Церквами исчезнет недоверие.
В отличие от ситуации на Украине отношения между римо- и греко-католиками в Польше не являются достоянием широкой общественности. Отсутствие видимых очагов напряженности, однако, не означает безоблачного сосуществования: исторические счеты между Церквами все еще не сведены.
С 1996 г. в Польше существует Перемышльско-Варшавская митрополия Украинской Греко-Католической Церкви, которая состоит из двух епархий: Перемышльско-Варшавской и Вроцлавско-Гданьской. Митрополия подчиняется не главе УГКЦ, а, как и другие епархии этой Церкви вне Украины, непосредственно Святейшему Престолу. Число прихожан (в Польше их официально называют верующими византийско-украинского обряда), окормляемых ее священниками, достигает 110 тыс.; подавляющее их большинство - этнические украинцы.
Отношения между греко-католическим и римско-католическим духовенством в последние десятилетия были столь же сложны, как и вообще отношения между украинцами и поляками. Опубликованные в 1997 г. "Записки" римско-католического священника, служившего на приходе украинско-польского пограничья, относящиеся к 1944-1947 гг., отображают, вероятно, отношение римско-католического клира к своим преследуемым греко-католическим собратьям. В документе зафиксировано определенное удовлетворение по поводу закрытия церквей и удаления священников, которые в глазах этого ксендза были причастны к действиям Украинской повстанческой армии.
Реакция на деятельность УПА для большинства поляков окутана безоговорочно отрицательным ореолом и остается до сих пор проблемой межцерковных отношений. В 2000 г. скандал вызвали проповеди бывшего генерального викария для украинцев в Польше греко-католического священника Степана Дзюбины. Он изложил свое видение украинско-польского конфликта 40-х гг., согласно которому отряды УПА только защищали украинское гражданское население, приписываемые же им акции против польского населения - выдумка. Журналист "Газеты Выборчей" обратил особое внимание на позицию в этом вопросе греко-католической митрополии: формально отмежевавшись от заявлений Дзюбины, она тем не менее отказалась от оценки их по существу.
Еще один конфликт, корни которого уходят в то же время, - борьба за возвращение Перемышльского собора, бывшей кафедры греко-католических епископов. Это неизменное требование польских греко-католиков на протяжении более чем 50 лет. После 1991 г. к этим требованиям присоединились и их единоверцы из Украины. В частности, проблема перемышльской кафедры фигурировала в заявлениях Львовского городского совета, что препятствовало решению споров вокруг мемориала молодым полякам, погибшим в 1918 г. Учитывая настроения польского населения Перемышля (в середине 90-х годов там прошли открытые антиукраинские выступления), эти вопросы еще долго будут оставаться открытыми.
К напряженности между греко- и римо-католиками привела также попытка запретить греко-католическим священникам, состоящим в браке, служить на территории Польши. Отсутствие обязательного целибата для белого духовенства - одна из отличительных особенностей Восточных Католических Церквей. Однако в Польше могут служить лишь целибатные клирики УГКЦ. Перспектива решения этого вопроса также довольно туманна.
Очевидно, что эти и другие проблемы должны быть рассмотрены наряду с недоразумениями, возникающими во взаимоотношениях Римско-Католической и Греко-Католической Церквей в самой Украине. По крайней мере идея кардинала Гузара о создании Комиссии польского и украинского епископата едва ли сможет избежать этих проблем. В своем совместном обращении иерархи ГКЦ и РКЦ на Украине кардиналы Гузар и Яворский призвали всех, "кто стремится к согласию и взаимоуважению между обеими сторонами, оказать содействие улаживанию этого конфликта". На этом фоне, правда, явно не хватало подобного же общего обращения с другой стороны границы (греко-католического митрополита Мартыняка и примаса Польши кардинала Глемпа). Но начало процессу положено.
Киев