0
1468
Газета Тенденции Интернет-версия

02.10.2002 00:00:00

Борьба за Патриархат

Виктор Еленский

Об авторе: Виктор Евгеньевич Еленский - кандидат философских наук. Старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Украины, главный редактор журнала "Людина i свiт".

Тэги: УГКЦ


Июльский Синод епископов Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), впервые более чем за 200 лет собравшийся в Киеве, вновь поставил перед Римской курией вопрос о патриаршем устройстве УГКЦ.

Напомним, что, выйдя из катакомб и начав церковное возрождение, иерархия УГКЦ уже неоднократно ставила перед Ватиканом вопрос о признании за их Церковью статуса Патриархата. В свое время борьба за патриарший статус УГКЦ сыграла серьезную роль в консолидации украинской диаспоры (по крайней мере ее католического большинства) после Второй мировой войны, углублении ее национального и религиозного сознания. Предложение поднять статус УГКЦ до уровня Патриархата тогдашний глава Церкви кардинал Иосиф Слипый внес еще на второй сессии Второго Ватиканского Собора 11 октября 1963 г. С этого момента начинается сложная церковно-политическая интрига, в которой Апостольская Столица ведет тонкое позиционное состязание с первоиерархом УГКЦ, стараясь максимально ограничить автономию Церкви при проявлении глубокого уважения к бывшему многолетнему узнику советского режима.

Идея Патриархата встречает не только хорошо организованное противодействие Конгрегации Восточных Церквей Римской курии, но и некоторых греко-католических епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов. Наконец, в 1975 г. кардинал Иосиф Слипый подписывает пасхальное послание как Патриарх Украинской Католической Церкви. В том же году во время литургии его именуют Патриархом Киево-Галицким и всея Руси. Апостольская Столица не признавала самопровозглашенного патриаршего статуса УГКЦ, но проявляла корректность и терпение. С другой стороны, лозунг Патриархата стал важным инструментом мобилизации украинской диаспоры и всей Католической Церкви на Украине. Ватикан указывал тогда на отсутствие территории поместной Церкви как на препятствие для учреждения Патриархата. После провозглашения независимости Украины и переезда иерархии УГКЦ из Рима во Львов это препятствие перестало существовать. Поэтому первый после 1946 г. Синод епископов во Львове (16-31 мая 1992 г.) направил Иоанну Павлу II петицию с просьбой окончательно признать Украинский Патриархат. Это право может принадлежать УГКЦ согласно декрету Второго Ватиканского Собора "О Восточных Католических Церквах", признавшего патриаршее устройство приемлемым для Восточных Церквей.

Специалисты по каноническому праву в УГКЦ говорят о канонических основах своей Церкви как Церкви Восточной, отличной от Римско-Католической, хотя это подчас выводит некоторых из них за рамки католической экклезиологии и догматики.

Естественно, что УГКЦ - самая многочисленная среди Восточных Католических Церквей - настойчиво стремится к патриаршему статусу. Однако Апостольский Престол летом 1993 г. утвердил лишь некоторые решения первого после легализации Синода УГКЦ на Украине (май 1992 г.): создание четырех новых епархий, а также отдельной Курии Верховного архиепископа. Дальнейшие решения Апостольской Столицы относительно канонического устройства УГКЦ, ее юрисдикции и границ позволяют сделать вывод о том, что Ватикан не склонен расширять полномочия Церкви вне Галиции, что обусловлено, несомненно, стремлением не обострять отношения с Московским Патриархатом и другими Православными Церквами.

Неуступчивость Рима в вопросе предоставления УГКЦ патриаршего устройства, с одной стороны, и наличие реально более острых проблем внутреннего развития Церкви - с другой, заставили греко-католическую иерархию не педалировать вопрос о Патриархате, а сфокусировать свои усилия на решении наиболее насущных внутрицерковных вопросов.

Такая стратегия церковного священноначалия рассматривается одной частью духовенства и мирян как оправданная и дальновидная, тогда как довольно многочисленная группа греко-католической интеллигенции считает ее близорукой и губительной для будущего Церкви. Эта группа усматривает в Церкви прежде всего мощный фактор этнополитической мобилизации, инструмент интеграции разрозненных элементов украинского общества и преодоления кризиса его идентичности. Эта группа подвергает резкой критике иерархию за недостаток долгосрочной перспективы и не может признать реальность, в которой, кажется, уже отдает себе отчет священноначалие УГКЦ: Церковь более не является синонимом украинства. Государственность Украины, общественно-политическая и социокультурная дифференциация требуют от УГКЦ другой, отличной от начала ХХ века философии социального служения и реализации гражданской позиции.

Со временем упреки в адрес греко-католической иерархии со стороны галицийской интеллигенции, обвинение ее в чрезмерной уступчивости требованиям апостольской столицы, отсутствии видения стратегической перспективы развития Церкви, невнимании к делам собственно украинства и т.п. стали традиционными и достигли кульминации накануне Синода епископов УГКЦ в январе 2001 г., который собрался для избрания своего нового первоиерарха. Однако новоизбранный Верховный архиепископ Любомир Гузар сразу после церемонии вручения кардинальских знаков отличия в Риме подчеркнул в интервью "Нью-Йорк таймс", что признание патриаршего устройства остается для УГКЦ и для него лично очень важной задачей.

Он отметил, что титул Патриарха позволит ему вести диалог с православными на равных и что УГКЦ старается убедить Рим в том, что его аргументы относительно непризнания патриаршего устройства не являются убедительными. Ранее Любомир Гузар также говорил, что "Апостольская Столица в церковной политике не имеет какого-то дара непогрешимости". Он подчеркивал стремление УГКЦ к большей автономии: "Например, в Риме требуют, чтобы мы с ними консультировались во всем. Мы считаем, что можем справляться сами. Рим имеет свое видение того, как жить с православными, а мы - свое. И мы хотим делать по-своему. Действует система, которую нам надо было бы изменить".

В целом анализ ситуации, сложившейся в связи с промедлением Римского Понтифика в вопросе патриаршества, сосредоточивается вокруг обоснования следующих точек зрения. Первая - это чрезвычайно сложная и кропотливая в плане экклезиологии и канонического права подготовительная работа, которая должна предшествовать окончательному признанию Патриархата. Например, остается открытым вопрос территории: греко-католические богословы считают, что территория УГКЦ должна совпадать с государственными границами Украины. Однако Апостольская Столица хочет более подробного обоснования этого тезиса, указывая на нецелесообразность постановки вопроса в современном экуменическом, а затем и политическом контекстах. Выступая на Синоде епископов УГКЦ в феврале 1994 г., апостольский нунций на Украине архиепископ А.Франко прямо спрашивал иерархов: "Можно ли при современном положении дел адекватно обосновать возобновление претензий на Киевскую митрополию? Какие, кроме исторических реалий, имеются причины канонического, душепастырского и экуменического порядка, которые могли бы оправдать такие мероприятия?"

В публичных выступлениях и официальных публикациях руководство УГКЦ подчеркивает, что подготовительная работа ведется постоянно и настойчиво, а поспешность может лишь повредить делу.

Вторая точка зрения - это унификационная политика Ватикана, направленная на смягчение национально-церковных движений, способных приобретать весьма масштабные, а следовательно, и неконтролируемые Римом формы. В Ватикане осознают опасность, исходящую от агрессивного национализма, который порой мешает реально оценивать ситуацию, сложившуюся в некоторых посткоммунистических странах, где отмечаются вспышки националистических проявлений.

Третья - сосредотачивает внимание на том, что в своей восточной политике Папа Иоанн Павел II опирается прежде всего на Римо-Католическую Церковь Польши и действует преимущественно в ее интересах. Особенно болезненно было воспринято украинской общественностью в стране и за ее рубежами переподчинение в 1992 г. Перемышльской епархии, которая исторически всегда принадлежала к Львовской митрополии.

Четвертая точка зрения - это политика двойного стандарта, применяемая Ватиканом к Восточным Церквам. В аналогичной с УГКЦ ситуации находится Сиро-Малабарская Церковь Индии - вторая по численности Восточная Католическая Церковь, чья активность искусственно ограничивается территорией штата Керал, в то время как миссионеры латинского обряда работают по всей стране.

И, наконец, пятое - Ватикан медлит с окончательным признанием Патриархата (хотя и не отрицает такой возможности) из-за нежелательности разрыва отношений с Московской Патриархией, которая, в свою очередь, усматривает для себя угрозу в утверждении на Украине канонического Патриархата под эгидой Рима.

Не вызывает сомнений, что провозглашение Патриархата "Киево-Галицкого и всей Украины" для УГКЦ вызовет предельно жесткую реакцию РПЦ и Украинской Православной Церкви, находящейся в единстве с Московским Патриархатом. В отличие от новых греко-католических экзархатов и римско-католических епархий, основанных на востоке и юге Украины после визита туда Иоанна Павла II, этот Патриархат будет составлять реальную угрозу позициям православных. Идея Патриархата довольно популярна на Украине, а мечта о Киевской Церкви, где соединятся православные и греко-католики, определенным кругам украинской интеллигенции не кажется фантастической. В публичных выступлениях греко-католической иерархии и активных мирян старательно обходится проблема возможного перераспределения в пользу УГКЦ паствы Украинских Православных Церквей, не признанных православной полнотой, в случае провозглашения Патриархата. В 1990 г. митрополит Киевский Филарет (Денисенко) мотивировал просьбу о предоставлении УПЦ самостоятельности в управлении именно необходимостью остановить унию.

Пока же УГКЦ стремится вырваться из своего "галицийского закоулка": в Киеве уже выделен земельный участок под строительство патриаршего собора и церковно-административного центра. В Галиции уже давно стало тесно. В первом полугодии 2002 г. в галицийских областях было зарегистрировано 36 новых религиозных общин - всего 4% всех новообразованных за этот период религиозных общин Украины. На восток стремятся и галицийские предприниматели, и интеллигенция. Даже первая украинская независимая деловая газета "Галицкие контракты" два года назад переехала из Львова в Киев. Собственно, идеология этого движения была заложена еще в самом начале создания современной украинской нации: Галиция, которая в относительно либеральных условиях Австро-Венгерской империи проснулась для национального строительства, поняла, что Украиной она может стать, только перейдя через реку Збруч, то есть через границу между Восточной и Западной Украиной.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1330
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3209
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2307
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1846

Другие новости