Летом 1979 года я сидел в Иволгинском дацане в тесной толпе бурятских верующих. Все мы были совершенно захвачены выступлением Далай-ламы XIV, впервые приехавшего в Советский Союз и Россию. Тогда, конечно, я не мог и помыслить, что мне посчастливится близко познакомиться с этим замечательным человеком и прожить полгода возле его резиденции в Индии. Впоследствии я неделями неотлучно сопровождал его в поездках по постперестроечному Советскому Союзу, с утра до ночи переводя все выступления, интервью и беседы.
Для буддистов (а в Российской Федерации целых три республики традиционно исповедуют буддизм) Далай-лама - это земное воплощение Будды. Поэтому каждый человек, внимательно относящийся к духовному началу в себе, легко может понять страстное желание верующих хоть раз в жизни взглянуть на Далай-ламу. И представьте наше возмущение, когда вновь, как и в прошлом году, Его Святейшеству не позволили посетить буддийские регионы России и даже переждать несколько часов в Москве при пересадке по дороге в Монголию.
Но дело даже не в пренебрежении чувствами нескольких сотен тысяч российских буддистов. В современном мире Далай-лама - фигура знаковая. Как когда-то Махатма Ганди, Далай-лама воплощает в глазах наших современников саму идею нравственной чистоты, доброты и ненасилия.
Посудите сами: Тибет, отделенный от бурления западной цивилизации гималайскими вершинами, веками мирно жил в единении с природой. Конечно, не надо ни идеализировать, ни мистифицировать эту чудом застывшую в Средневековье страну, но невозможно отрицать, что буддийские принципы ненасилия наложили свой глубокий отпечаток на всю тибетскую культуру. В стране практически не охотились на животных, не ловили рыбу, сострадали несчастным, чуть ли не шестая часть населения жила в монастырях. Поэтому когда вскоре после победы коммунистов в Китае многотысячная армия КНР вошла в Тибет - страну, по площади сравнимую со всей Европой, но населенную едва ли шестью миллионами жителей, то она без труда раздавила жалкие попытки сопротивления крошечной тибетской армии. Нынешнему Далай-ламе в то время едва исполнилось 16 лет. Несколько лет после капитуляции он, номинально сохраняя статус главы государства, пытался наладить контакт с китайцами и даже встречался с великим кормчим - председателем Мао. Однако разграбление страны, разрушение многовековых традиций и оскорбление национального достоинства тибетцев вскоре приняли такие масштабы, что в стране вспыхнуло народное восстание, в ходе которого тибетское правительство и Далай-лама вынуждены были бежать в Индию. Восстание потопили в крови, а в Тибете началась безнадежная партизанская война.
В результате китайской оккупации погибли почти 1 млн. 200 тыс. жителей страны, были разрушены около 6 тыс. (практически все!) древних тибетских монастырей, страна покрылась сетью концлагерей, где заключенных, преимущественно монахов и монахинь, продолжают избивать и пытать по сегодняшний день. Несмотря на это, Далай-ламе, убежденному стороннику ненасилия, удалось убедить тибетских партизан отказаться от попыток мести и прекратить вооруженное сопротивление. В 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира. Он и сейчас, ни на секунду не колеблясь, называет китайцев своими братьями даже после всего того, что коммунисты КНР сделали с Тибетом.
И вот Далай-лама - лидер одной из мировых религий, всемирно почитаемый проповедник межнационального и межрелигиозного согласия - по многократным просьбам верующих соглашается посетить Россию.
Это то, что наше правительство имеет на одной чаше весов.
На другую чашу ложатся миллиарды, которые мы зарабатываем на военных заказах для самого сильного в мире тоталитарного режима, динамично развивающегося, но расстреливающего студенческие демонстрации и жестоко подавляющего верующих. Нельзя также отметать геополитические игры и страх перед растущей мощью полуторамиллиардного населения великого соседа, готового на все ради подавления "сепаратистской клики Далая". К слову сказать, обвинение Далай-ламы в "сепаратизме", неустанно повторяемое китайской стороной, несправедливо даже в лингвистическом отношении: Далай-лама, несмотря на все исторические и юридические основания требовать возвращения независимости Тибета (что можно было бы назвать сепаратизмом, т.е. стремлением к "отделению"), не делает этого, а напротив, еще в 1988 году согласился на сохранение Тибета в составе КНР при условии реальной культурной автономии.
Неужели наше правительство и президент не знают о действительной истории тибетского вопроса, когда малодушно подчиняются давлению Китая и принимают решение не пускать Далай-ламу в Россию? Конечно, нет. Просто перед необходимостью выбора между нравственным решением и экономическими интересами они раболепно выбирают последнее.
И за державу становится стыдно. Особенно при сравнении с мужественным поведением руководителей гораздо более слабых стран, например Латвии. Ее президент в минувшем году, несмотря на все демарши китайских дипломатов, не только приняла в своей совсем не буддийской стране лауреата Нобелевской премии, но и лично сопровождала его на встречах в столице.