Шульчева-Джарман, Ольга Александровна. Врач из Вифинии. Сын весталки: Роман.– М.: Проспект, 2023. – 648 с. |
Всю русскую литературу озаряет «свет без пламени» – тихий свет христианства. Христианами по природе были все русские писатели, даже если они не были русскими или христианами по рождению или воспитанию. Но таково свойство нашего языка: каждый пишущий буквами, созданными Кириллом и Мефодием для перевода Евангелия, приобщается к христианской культуре.
Печален пример Гоголя, который в конце жизни, как говорится, ударился в религию, отрекся от всего, прежде им созданного, и выпустил в свет «Выбранные места из переписки с друзьями», вызвавшие недоумение современников. Поучителен пример Толстого, Лескова и Достоевского. Им вполне удалось соединить творчество с христианством, правда, иногда своеобразно понимаемым.
Эти писатели жили и творили в Российской империи, в стране, где православие было государственной религией, за измену которой отправляли в тюрьму или на каторгу, а Закон Божий преподавался во всех школах. В такой стране быть христианским писателем несложно. Хотя Толстой и Лесков, по-своему толкуя Евангелие, сумели поссориться с государственным православием. Но умерли все-таки не в ссылке и не в тюрьме.
По-иному складывались судьбы христиан, не только писателей, но и людей не творческих, в Советской России. Однако и здесь продолжалось биение евангельской мысли. Свидетельство тому – творчество Бориса Пастернака, Евгения Шварца и других литераторов, либо писавших «в стол», либо ушедших в образность сказки, либо издававших свои сочинения за границей. Именно там, в Европе и Америке, русская религиозная литература сохранялась вполне. Пожалуй, ее наиболее значительным представителем был Иван Шмелев. Его «Лето Господне» – памятник не только прошедшему детству, но и всему старомосковскому христианству.
В России рубежа XX–XXI веков, когда православие стало возвышаться до прежнего уровня государственной религии, не произошло ожидаемого расцвета духовной культуры. Имена церковных писателей менее известны, чем имена сочинителей детективов и любовных романов. Православная литература занимает скромное место, подобное месту религии в жизни современного россиянина. Казалось бы, патриарх Кирилл – в каждом телевизоре, а посещает храмы и постится ничтожное количество граждан.
Однако даже отодвинутая на второй или третий план евангельская литература продолжает жить. Увы, происходящие в ней события остаются незамеченными. Это особенно обидно потому, что среди современных писателей-христиан есть люди выдающегося таланта и недюжинных способностей.
Достойна внимания критиков, литературных премий и интервью Ольга Шульчева-Джарман, поэт и прозаик из Санкт-Петербурга. Она христианка не только по природе, по духу, но и по делу. Ольга – врач, кандидат медицинских наук. Помогая людям, она воплощает в жизни заповеди Христа, для многих остающиеся пустым звуком. Неудивительно, что книга Ольги называется «Врач из Вифинии». Это исторический роман, переносящий читателя в позднюю Античность, в Римскую империю, во времена древних христиан.
На дворе IV век. Канули в прошлое жестокие гонения, описанные Генрихом Сенкевичем в романе «Камо грядеши». Миновали времена Тертуллиана. В 313 году был издан знаменитый Миланский эдикт, уравнявший в правах христиан и язычников. В 325 году император Константин Великий созвал в Никее Первый вселенский собор. Государство начало не только приближать к себе Церковь, но и вмешиваться в ее дела.
В это время (приблизительно в 331 году) появился на свет Кесарий – главный герой книги Шульчевой-Джарман. Его имя ничего не скажет современному христианину. А между тем Кесарий был братом Григория Богослова и другом Василия Великого, епископов, признанных Церковью вселенскими учителями.
По обычаю того времени Кесарий не был крещен в детстве. Тогда считалось: креститься надо перед смертью, чтобы сразу очиститься от всех грехов. Хотя отец, а затем и брат Кесария были епископами города Назианза, врач большую часть жизни провел христианином скорее по природе, чем по делам.
Об историческом Кесарии, враче, царедворце и христианском подвижнике, известно немногое. Он был архиатром – придворным врачом, лейб-медиком при императоре Юлиане Отступнике. Поэтому, когда Юлиан предпринял попытку восстановить римское язычество, Кесарий оказался в непростом положении. Но сын епископа предпочел ссылку отречению от Христа.
Шульчева-Джарман соединяет рассказ о Кесарии с повествованием о другом враче из Вифинии – великомученике Пантелеимоне. Он был архиатром при императоре Максимиане, известном гонителе христиан. Узнав, что его врач посещает в тюрьмах христиан и исцеляет их именем Христовым, император приказал казнить Пантелеимона. Архиатр был обезглавлен в 305 году. Во времена Кесария были живы люди, лично знавшие Пантелеимона и общавшиеся с ним.
Книга Шульчевой-Джарман написана на обширном историческом материале. Читателю будет любопытно познакомиться не только с древним христианством, но и с античной медициной. Наш современник может подумать, что когда-то все болезни лечились исключительно слюной и подорожником. Читатель будет удивлен, узнав, что древние врачи с необыкновенной смелостью делали сложнейшие операции, спасая человеческие жизни.
Впрочем, нет необходимости пересказывать роман «Врач из Вифинии». Внимательному читателю он сам все расскажет о себе. Книгу оценит не только убежденный христианин, но и неверующий человек. Каждый найдет в ней что-то свое. Ведь в романе занимательно переплетены подвиги мучеников, любовные переживания, дружба, предательство, рассказы о православном богословии, античной философии и древней медицине. «Врач из Вифинии» – значительное явление современной русской литературы.
комментарии(0)