Бернард Льюис. Ассасины. Средневековый орден тайных убийц. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2021. – 191 с. |
Между тем Бернард Льюис своим могучим научным авторитетом также выводит современных исмаилитов из-под подозрения в приверженности деструктивным убеждениям, но при этом анализирует причины того, почему в Средние века исмаилиты встали именно на путь насильственной борьбы с существовавшими порядками. По сути, сообщество ассасинов представляло собой прообраз религиозно мотивированных террористов. «Как хранители эзотерических тайн для посвященных, как «провайдеры» спасения посредством знаний имама, как носители обещания мессианского свершения и освобождения от мирских тягот и бремени закона исмаилиты являются частью долгой традиции, которая уходит корнями к истокам ислама и даже гораздо дальше и вперед до наших дней, – традиции народных эмоциональных культов, находящихся в резком контрасте с научной и узаконенной религией установленного общественного порядка», – отмечает историк.
Заметим, что Льюис писал свою книгу, когда то явление, которое сейчас многие называют исламским терроризмом, еще не совсем оформилось. До 11 сентября 2001 года было еще далеко, Израиль еще не воевал с ХАМАС. Не было ни «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация), ни даже «Братьев-мусульман» (запрещенная в РФ террористическая организация). Терроризм на Ближнем Востоке носил в 1967 году преимущественно левацкий характер, хотя зачатки исламистской мотивации, по крайней мере в теоретическом обосновании, уже существовали и были известны востоковедам.
Книга Льюиса небольшая, но достаточно подробно описывает генезис исмаилитского исповедания, а также историю антисистемных (по терминологии Льва Гумилева) сообществ ассасинов в Иране и Сирии, возникновение, расцвет и угасание боевых групп низаритов. Все это достаточно известный нарратив, как правильно заметил наш внимательный читатель. Однако у британско-американского историка важен именно его взгляд на судьбу явления. В последней главе он рассматривает вопрос, почему движение средневековых революционеров потерпело крах.
С IX по XIII век ассасины боролись с господствующим порядком в исламском мире, кто бы ни выстраивал этот порядок. Последовательно это были суннитские халифат Аббасидов и государство Сельджукидов, позже султанаты Салах ад-Дина и Бейбарса. Ассасины действовали по соседству с государствами крестоносцев, но практически не атаковали христиан, сосредоточив свои угрозы на суннитских, а иногда и шиитских властителях средневекового Востока. Интересно, что ассасины с духовным центром в крепости Аламут в Персии противостояли также исмаилитскому халифату Фатимидов в Египте. Изначально связанные общностью религиозной доктрины, они разошлись с Фатимидами. Если египетский халифат процветал благодаря толерантности и развитию учености, то ассасины замкнулись на диверсионной войне, в которой реализовывался радикальный, революционный потенциал шиитской доктрины.
У ассасинов были все признаки, которые мы наблюдаем у современных представителей террористических сообществ, к каким бы религиозным течениям они ни относились. Безусловная преданность вождю, секретная, но активная проповедь радикальных убеждений, культивирование суицидальной самоотверженности. Использовали они и богатый арсенал психологических и даже психотропных манипуляций, хотя, по утверждениям Льюиса, представления о роли гашиша в подготовке «идеальных убийц» значительно преувеличены. По одной из версий, само название сообщества происходит от слова «гишишин», то есть употребляющие наркотик. Однако одурманивающая сила фанатичной доктрины, по мнению историка, действовала гораздо эффективнее настоящего дурмана.
Как сила, так и слабость ассасинов состояла в протестном потенциале людей мусульманского Средневековья. Мечта об идеальном общественном устройстве и культивируемое мученичество сделали ассасинов грозной силой, однако они же и привели движение к политическому и идейному краху. Любые попытки радикально сломать миропорядок разрушительны для самих революционеров. Льюис отмечает, что ассасинам в Сирии не удалось захватить ни одного города. Можно сравнить этот вывод с уроками новейшей истории. Ведь и устроителям террористического «халифата» из ИГ так и не удалось построить государственность на насилии и религиозном фанатизме. В итоге оно превратилось в банальную сетевую и кочевую террористическую организацию, подобную многим другим, отличие от которых они первоначально подчеркивали.
Исмаилитам, наверное, повезло больше. На протяжении последующих после краха их боевой организации восьми с лишним веков они продолжили существование пусть в виде немногочисленной и периферийной, но вполне мирной общины.
Бесконечно повторяемый исторический урок раз за разом приводит к одному выводу: антисистемные движения обречены на фиаско. Выдуманный рай с гашишем и гуриями, который создавали имамы ассасинов для своих боевиков в тайных замках, в большом мире не построить.
комментарии(0)