0
49638
Газета Печатное дело Печатная версия

01.02.2022 14:08:00

Выбор в пользу меньшинства вдохновил Германию

Как небольшое княжество оказалось в авангарде Реформации

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед

Тэги: христианство, реформация, протестантизм, кальвинизм, религия, вера, мартин лютер, жан кальвин, этика, история, германия, вероучение, философия, раскол


12-2-1-t.jpg
Наталья Бережная.
В битве за истинную веру.
Кальвинизм в Германии в XVI веке.
– СПб.: Наука, 295 с.
Утверждение кальвинизма в Пфальце в правление курфюрста Фридриха III – хронологически первая модель протестантской, точнее кальвинистской, Реформации. Но куда менее изученная в отличие от подобных процессов в Пруссии. Ее причины и движущие силы «остались за пределами внимания историков», как зарубежных, так и российских. Наталья Бережная реконструирует биографию главного персонажа этой истории: «В 1563 году курфюрст Фридрих III издает Гейдельбергский катехизис и тем самым официально вводит в курфюршестве кальвинизм. Обращение Пфальца в реформатское вероучение стало одним из основополагающих событий немецкой истории XVI – первой половины XVII века».

Немало внимания уделила автор и «наследнику» Мартина Лютера Филиппу Меланхтону и многим другим действующим лицам той эпохи. Так, Бережная считает, что именно «своеобразие теологических воззрений Меланхтона позволило кальвинизму» скрытно проникнуть в Германию. Она даже предлагает говорить об особом меланхтоновском периоде, который другие историки нередко называют криптокальвинизмом: «В течение нескольких десятилетий многие сторонники Меланхтона не называли себя кальвинистами открыто, но разделяли их религиозные убеждения и защищали перед своими князьями».

Не обошлось и без местных особенностей – религиозных настроений знати и образованного среднего класса. Автор цитирует историка Майнрада Шааба: «Лишь немногие могли понять теологические противоречия во всей глубине; кроме того, большинство избегало высказывать свое мнение». При этом была очевидная необходимость реформ, критическое отношение к Святому престолу.

Описанный процесс интересен и как пример конфессионализации. Этим специфическим термином обозначается «процесс укоренения в общественном сознании и традиционных формах повседневности религиозных и социально-политических норм новых церквей – лютеранской, кальвинистской и обновленной католической». А при более отстраненном взгляде эта история производит не самое приятное впечатление, особенно в контексте социальной и религиозной психологии масс. История вновь и вновь повторяется – на этот раз история самого христианства на примере его отдельной ветви. Как и в начале нашей эры, только возникнув и отделившись от материнского лона иудаизма, новая религия дробится на множество учений. Их ожесточенная и кровопролитная война за право на истину заняла несколько столетий новой эры. Подобно событиям на заре христианства, протестантизм, едва возникнув, делится на разные толки, вплетается в политические распри и экономические доктрины. Только куда быстрее – на все про все потребовалось лишь несколько десятков лет. И за 500 последующих лет Реформация породила неимоверное множество направлений, течений и деноминаций.

Спустя всего 43 года после оглашения тезисов Лютера один из самых сложных и невоздержанных на язык богословов, доктор Тилеманн Хесхус в своем «Вероисповедании о Святой Вечере Господа нашего Иисуса Христа» разделяет христиан. По его мнению, принимающие в причастии Плоть и Кровь Христову бывают не только «верующими и истинными христианами», но также фальшивыми и злыми. Участь первых – утешение и спасение, вторых соответственно – осуждение и проклятие. Кальвинисты и цвинглиане у Хесхуса – фанатики, клеветники и разбойники. Те отвечают обвинением в идолопоклонстве и т.д. К сожалению, этим документом в приложении и редкими упоминаниями в тексте и ограничивается информация о богословских нюансах противостояния. Видимо, автор и не ставила себе задачу более подробного изложения теологических разночтений и противоречий.

Бережная подчеркивает различия между Лютером и Кальвином. Если отец всей Реформации был «погружен в немецкие дела», то расчетливому и гибкому Кальвину были чужды национальные интересы. Автор описывает стратегическую многоходовку Кальвина, желавшего стать «свидетелем торжества Реформации» еще при жизни.

Если абстрагироваться от событий без малого 500-летней давности, нельзя не заметить важнейшее влияние кальвинизма на последующее развитие западноевропейской цивилизации. Автор пишет в предисловии, что и европейская, и заокеанская политическая философия испытали влияние социальных идей кальвинизма: «Дух политического прагматизма, тщательного оберегания общественных прав, парламентаризма и экономической рачительности своими корнями восходит к реформатской доктрине». Разумеется, упомянут фундаментальный труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Бережная напоминает, что Вебер пытался определить «сущность влияния протестантской доктрины на экономический быт Европы», рассматривая именно кальвинистскую модель.

А что до самого курфюрста Фридриха, то он лишь удачно вписавшийся в исторические процессы персонаж. Внутрипротестантский раскол между гнесиолютеранами и филиппокальвинистами из-за границы подогревали в свою пользу агенты Кальвина, и тут весьма кстати возник внушаемый правитель Фридрих. Подготовленный к Реформации личной непростой судьбой – ему постоянно приходилось жить, править и растить множество детей в режиме строгой экономии. А также женой Марией, чье сильное влияние на курфюрста отмечают все историки. Это был и его личный благочестивый выбор, и образ жизни народа, для которого он как правитель избрал строгую иерархию и регламентацию всех сторон жизни общества.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
389
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1615
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1574
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
703

Другие новости