0
12688
Газета Печатное дело Печатная версия

19.10.2021 16:44:00

Ислам восточнее Урала – не периферия

Мусульманское присутствие в Сибире и на Дальнем Востоке подвержено динамическим изменениям

Алексей Малашенко

Об авторе: Алексей Всеволодович Малашенко – главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: ислам, урал, сибирь, мусульмане


18-12-01480.jpg
А.П. Ярков, А.Н. Старостин.
Ислам от Урала до Камчатки
в панораме веков. – Тюмень. Изд.
Тюменского государственного
университета. – 2021. 298 с.
Территорию, о которой идет речь в книге, авторы называют «макрорегионом» и напоминают, что он составляет 70% площади России и 40% – Азии (с. 11). Этот макрорегион можно назвать периферией мусульманского мира, однако проходящие в местных мусульманских общинах процессы, в том числе и политизация религии, несмотря на меньший формат и глубину, схожи с теми, которые протекают во всей умме.

Заметим, что на некоторых издаваемых исламскими организациями картах Урал, Сибирь, а иногда и Дальний Восток заштрихованы зелеными полосами, что означает признание их частично мусульманскими регионами.

За последние два десятилетия в нашей стране опубликованы сотни научных работ, посвященных проблемам ислама в азиатской части России. Однако почти во всех рассматриваются локальные ситуации – в масштабах от села до федерального округа, описание же общей картины встречается редко.

Авторы поставили перед собой очень непростую, зато амбициозную цель – дать характеристику мусульманского сообщества всего макрорегиона в наши дни, в то же время предварив ее анализом того, как на протяжении истории проникал сюда ислам, каковы были особенности здешней «мусульманской экспансии». Монография имеет комплексный характер, представляя собой одновременно историческое и религиоведческое исследование. Кроме того, ее можно назвать справочником в лучшем смысле этого слова, поскольку в книге содержится разнообразный и богатый фактический материал.

Размышляя о становлении ислама на Урале и в Сибири, Александр Ярков и Алексей Старостин отмечают дискуссионность вопроса о времени появления этой религии на землях восточнее Урала (с. 17). Первая глава книги «Историческая панорама» фактически отражает их участие в научной дискуссии. Детально рассуждать об этой интереснейшей полемике не представляется возможным, это потребует куда более обширного текста. Однако можно согласиться со сделанным авторами общем выводе о том, что к началу XXI века «макрорегион оформился в поликонфессиональное пространство, внутри различающееся по образу жизни, характеру занятия населения, мировоззренческим представлениям, где у человека есть как право выбора, так и чувство ответственности за гармонизацию отношений» (с. 109). Из этого следует, что макрорегион доступен для новых изменений в конфессиональном составе его населения, в плане роста активности сторонников тех или иных религиозно-культурных традиций, в частности исламской. В таком контексте считать его однозначно периферийной частью мусульманского мира не совсем корректно.

В ряде областей доля мусульман довольно существенна. Например, в Тюменской области она составляет 13% (с. 132), в Курганской области свыше 7% (с. 151), в Омской области 6,7% (c. 159). Относительно приводимых авторами статистических данных можно высказать претензию, что некоторые приводимые ими цифры относятся скорее пусть и к недавним, но все же прошлым годам.

С другой стороны, сделать точные подсчеты затруднительно. К тому же в составе мусульманских общин Зауралья присутствует значительное количество иммигрантов с Северного Кавказа, из Азербайджана и Центральной Азии, а порой они вообще составляют большинство. Все эти обстоятельства подробно описаны в монографии.

Обо всем этом, а также об активности – собственно религиозной, культурной, общественной – повествуется во второй главе «Региональный аспект». Авторы приводят большое количество эпизодов, как эта деятельность происходит, какую роль играют местные организации во внутренней, полной противоречий жизни российской мусульманской общины, а заодно – как они взаимодействуют с государством.

В отличие от многих посвященных исламу и мусульманам работ в книге нет субъективных авторских оценок деятельности тех или иных мусульманских авторитетных лидеров, иных общественно-религиозных активистов. Может, это и стало одной из причин того, что в «Исламе от Урала…» отсутствуют общие выводы. Пусть эти выводы сделает сам читатель.

А прочитать эту увлекательную книгу будет интересно и полезно и профессиональному религиоведу, и историку, да и просто тому, кто интересуется прошлым и настоящим России.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
2196
2. «Тюремные джамааты» пошли на бунт

2. «Тюремные джамааты» пошли на бунт

Исламисты захватывали заложников и нападали на церкви и синагоги

0
2149
2. Никаб признан нежелательным в России

2. Никаб признан нежелательным в России

Обсуждение исламских правил в одежде происходило на фоне противодействия терроризму

0
1998
Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
4827

Другие новости