0
7017
Газета Печатное дело Печатная версия

19.10.2021 16:41:00

Невольные каменщики индуизма

Как в храмах Южной Индии создается, разрушается и вновь создается мироздание

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: индуизм, храмы шивы, индия, мусульмане, история


18-12-02480.jpg
Елена Андреева. История
и культура индийского храма.
Книга I: Рождение храма. – М.,
Ганга, 2021. 640 с.
Перед читателем первая часть трехтомного труда, посвященного индийскому храму. В первой книге храм предстает как архитектурное сооружение через призму индийской истории и культуры, во второй рассмотрен как религиозный институт, а третья часть посвящена образовательной роли и эстетике святилища. Историк Елена Андреева рассматривает лишь индуистские памятники Южной Индии, в основном – Тамилнаду, построенные в стиле дравида. При этом труд Андреевой – настоящая энциклопедия индуизма, индийской истории и культуры.

Индию называют страной храмов, а в Южной Индии и вовсе говорят, что «местность без храма непригодна для проживания людей», рассказывает Андреева. Главное священнодействие после выбора, очищения и освящения места – планировка религиозного комплекса в соответствии с наукой Васту: «Организация пространства, предназначенного стать чьим-то домом, в том числе и домом божества, основана на противопоставлении санскрити и пракрити, или культуры и природы. Поэтому и организуется оно в соответствии с устройством мироздания, то есть по модели уже упорядоченного, или окультуренного, космического пространства, с включением всех населяющих его богов».

Все процессы и действия в ходе строительства – священные ритуалы, даже изготовление кирпичей. Мастер был своего рода жрецом, а «каждый кирпич мыслился как бы обладающим собственной индивидуальностью». По этой причине зодчие считали предосудительным использовать кирпичи разрушенных храмов при возведении новых. Хотя иногда встречаются исключения – например, построенный в XV веке джайнский храм из камней разрушенного святилища Шивы или приспособление буддийских храмов для индуистского поклонения после упадка учения Будды в Индии в XIII веке.

В развитие темы автор приводит примеры межрелигиозных конфликтов из-за культовых сооружений. Скажем, шесть раз разрушавшийся захватчиками храм Сомнатха и камни разрушенных святилищ, использованные при строительстве минарета Кутб-Минар. В Южной Индии после исчезновения буддизма и джайнизма некоторые их храмы и монастыри заняли индуисты, а идолы превратились в индуистских богов и богинь. Если это действительно так, размышляет автор, то «храмы вполне могли кочевать из одной религии в другую, преображаясь до неузнаваемости и исчезая из сознания людей». Практически весь VIII век был временем серьезного противостояния и даже войны, которую вели почитатели индуистских богов с буддистами и джайнами. Начиналось возрождение индуизма. Первые шиваитские бхакты, наянары, стремились восстановить позиции индуизма, сокрушая позиции буддизма и джайнизма. Вскоре к ним присоединились бхакты Вишну – альвары», – читаем также.

Конкуренция между Вишну и Шивой за первенство на индуистском Олимпе отразилась в мифологии, культуре и истории, а мнения индологов по этому вопросу расходятся. Тем не менее многие исследователи полагают, что именно шиваизм был древнейшей религией широких масс, а «вишнуизм имеет более позднее происхождение, и его распространение связано с членами правящих династий». Это распространение было подчас насильственным. Например, в знаменитом танджавурском храме Шивы-Брихадишвары поверх старинных фресок на шиваитскую тематику в XVIII веке по приказу вишнуитских правителей был нанесен другой слой фресок – с вишнуитской тематикой. Вокруг храмов происходило и сотрудничество общин. Андреева приводит два случая, когда мусульманские правители отправляли дары богине Чамунде, а рядовые мусульмане участвовали в реконструкции храма Дурги-Бхагавати!

В главе «Обитатели храмов» автор описывает несколько примеров «переезда» божества на новое место жительства. Причины могут быть разные – например, женитьба царя-победителя на дочери побежденного правителя и ее переезд вместе со своей богиней Шила Деви или перенос в конце XV века в Джайпур столицы раджпутов, «захвативших с собой» богиню-охранительницу Чамунду. «Дравидийские боги не просто обитают в храме, но укоренены в данной местности». А процедура проста – взять горсть земли из храма или святилища и высыпать на новом месте, дабы и оно пропиталось силой божества. Причем переезд представляет собой не перемещение божественной силы, но расширение ее «владений».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
341
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
399
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1621
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
708

Другие новости