Андрей Резниченко. Империя протестантов. Россия XVI – первой половины XIX века. 2-е изд., доп. – М.: Фонд поддержки христианской культуры, науки и образования, 2020. |
«Империя протестантов» была выпущена вторым, дополненным изданием в течение одного года. Автор добавил жизнеописание еще нескольких значимых персонажей и… предисловие Анатолия Чубайса, который отмечает, что в российской истории с ее «запросом на всемирность» было не только «чувство превосходства по отношению к другим народам, переходящего в национальное чванство», но проявлялась и «поразительная способность впитывать и глубоко принимать выдающиеся достижения культуры иных народов».
Добрую половину составляет исторический очерк развития протестантизма, от 95 тезисов Мартина Лютера до «Протестантов в Московском царстве», появившихся здесь в начале XVI века. Вторая половина книги состоит из небольших рассказов о почти двух десятках иностранцев, внесших значительный вклад в культуру, политику, экономику, военное дело строящейся империи. Автор пишет: «Евангельские христиане появились в России сразу после того, как Реформация с огромной скоростью охватила западные страны. Прошли века, но в нашей стране о протестантизме все еще известно непозволительно мало, и зачастую евангелическое христианство представляется чем-то чуждым отечеству. На самом деле вклад последователей Реформации в развитие страны недооценен».
Имена Франца Лефорта и Якова Брюса, Витуса Беринга и Леонарда Эйлера известны всем. Однако многие впервые узнают, что первый театр на Руси был создан в 1669 году при школе, где бесплатно обучались дети всех сословий и вероисповеданий, лютеранским пастором Иоганном Готфридом Грегори, чьи постановки понравились царю Алексею Михайловичу. Екатеринбург, а фактически и Пермь были основаны управляющим уральскими и сибирскими заводами Виллимом Генниным. Выходец из Западной Германии, он не только успешно усовершенствовал устаревшую металлургию для нужд армии, но и построил первый на Урале госпиталь, школы и церкви.
Из главы «Как протестант в Чечне минеральный источник нашел» мы узнаем, что Брагунские минеральные источники в Чечне были открыты лейб-медиком Готлибом Шобером по указанию Петра Великого. Императорским лейб-медиком, или главой гражданской и военной медицины страны и первым «менеджером по закупкам» для Кунсткамеры и Государевой библиотеки (ныне Библиотека Российской академии наук), стал Роберт Арескин из древнего шотландского рода, родственник Якова Брюса.
Первыми аптеками Россия также обязана иностранцам – упомянутому пастору Иоганну Грегори и англичанину Джеймсу Френчему, прибывшему в Московское царство в 1581 году. «Во времена Петра Великого Московская главная аптека считалась чуть ли не лучшей в Европе. Она снабжала медикаментами армию, поставляла лекарственные средства во все большие города страны», – уточняет автор во втором издании книги. Первый Московский госпиталь (ныне ГВКГ им. Бурденко) основал более 300 лет назад протестант из Нидерландов Николай Бидлоо.
Особое внимание Резниченко уделил фигуре таинственного Якова Брюса, пытаясь реабилитировать искаженный народной молвой образ фельдмаршала, получившего «известность не военного героя и ученого человека, а волшебника и чернокнижника». Удивительно, но факт: русский флот был создан норвежцем и лютеранином Корнелиусом Крюйсом по прямому предложению Петра I. Имена натуралиста Георга Стеллера и археолога Готлиба Мессершмидта тоже мало что скажут современному россиянину, а ведь они основоположники этих наук в России. И только в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия на месте находки стелы с руническими письменами установлен памятный Камень Мессершмидта. Значение для отечественной истории военного героя графа Христофора Миниха отметила сама Екатерина II: «Не будучи сыном России, он был одним из ее отцов».
По мнению Резниченко, именно протестантское воспитание и европейская культура побудили императрицу пригласить иностранцев переселяться в Россию и осваивать целинные земли, даровав свободу вероисповедания, освобождение от государственных повинностей и посулив материальное поощрение. В результате последовавшего потока эмигрантов «вклад иностранцев евангелического вероисповедания в развитие Российской империи, в том числе отечественной науки и техники, в екатерининскую эпоху (оказался) не менее масштабным, чем в петровские времена».
Первая светская общеобразовательная школа, или гимназия, появилась на Маросейке в Москве благодаря усилиям пастора Иоганна Эрнста Глюка. Два знаменитых Карла – Брюллов и Фаберже – протестанты. «Хранитель русского языка» Владимир Даль - тоже из протестантов.
Создается впечатление, которого и добивался автор: своим расцветом, величием и основными достижениями Россия в основном обязана иностранцам западного вероисповедания. Так ли это? Думается, и да и нет. Построенная европейскими протестантами Российская империя была русской лишь отчасти, абсолютное большинство населения которой так и оставалось отчужденным от элиты. И это сложнейший вопрос, на который не может быть однозначного ответа: что было бы лучше для России – потерять свой дух, перенимая все у Европы, или остаться собою, в лаптях, грязи, а то и босою? Но как бы то ни было, все известные примеры переустройства страны «по западному типу» не внушают оптимизма. Начиная с раскола русского православия в XVII веке – ведь зачинатели реформ также «исправляли и выравнивали» по правильному греческому образцу аутентичное русское православие – и вплоть до революции 1917 года. Но и попытки ретроградов вернуть страну в Средневековье, в чудовищный археомодерн, вызывают естественное отторжение. Возможно, баланс этих двух противодействующих сил и есть наиболее оптимальное решение?
Был ли фактор принадлежности к евангелической вере настолько значимым? Вопрос спорный и скорее риторический, но не оспоришь хотя бы преданность религии предков: «Кто-то может сказать, что герои повествования не придавали такого значения своему вероисповеданию, какое приписываю им я. Но давайте посмотрим объективно: переход в православие сулил им большие выгоды, однако они сохранили верность идеям Реформации. Несмотря на декларируемую лояльность к неправославным христианам, государственный аппарат империи, опираясь на жесткие законы, старательно использовал репрессивные методы контроля и управления в отношении иноверцев». О подобных случаях мы все чаще слышим и сегодня. Увы, история не всех учит бережливости «в отношении интеллектуального потенциала своей страны», как советует в предисловии академик Александр Сергеев. А к чему приводят невыученные уроки, хорошо известно.
комментарии(0)