0
17988
Газета Печатное дело Печатная версия

04.08.2020 15:56:00

Книга нетрадиционной еврейской ориентации

В свет выходит сборник статей о национальной, культурной и сексуальной «странности»

Тэги: евреи, иудаизм, феор, культура, традиции, лгбт, гомосексуализм, квиртеория, еврейский вопрос, самоидентификация, коммунизм


евреи, иудаизм, феор, культура, традиции, лгбт, гомосексуализм, квир-теория, еврейский вопрос, самоидентификация, коммунизм По новой версии, Фейгин у Диккенса пытается растлить не только душу, но и тело маленького Оливера, этого Агнца викторианских времен. Кадр из фильма «Оливер Твист». 2005

Квир-теория и еврейский вопрос. Под редакцией Даниэля Боярина, Даниэля Ицковица и Энн Пелегрини. – М.: ИД Книжники, 2020.

Странно даже не то, что буквально в первых строках предисловия к сборнику мы читаем: «Еврейство и гомосексуальность используют друг друга и связаны друг с другом очень явственно». Гораздо удивительнее, что книгу про взаимосвязи еврейского вопроса и квир-теории, которая подвергает сомнению обусловленность сексуального поведения биологическим полом индивида, подготовило к выходу в свет издательство под эгидой Федерации еврейских религиозных общин России (ФЕОР), организации с устойчивыми традиционными ценностями.

Читателям, детство и отрочество которых пришлось на 1970–1980-е годы, знакомо исследуемое в сборнике понятие психологического «чулана», то есть сокрытия своей «стыдной» национальной идентичности. Для советских детей этот опыт мог быть не менее травмирующим, чем страх открыть себя миру у подростков с гомосексуальными наклонностями. Однако в наши дни публичная демонстрация своего еврейства перестала быть чем-то экстраординарным. Трудно себе представить что-то менее квирное, чем хасидские шляпы и бороды на торжественных мероприятиях в Кремле. По-настоящему квирным стало бы открытое выступление российского раввина в пользу несистемной оппозиции или антисемитская «новая искренность» представителя власти. ФЕОР ввергла бы чиновника-антисемита в такую фрустрацию, какая и не снилась Маленькому Гансу из знаменитой книжки Фрейда.

Но невозможное возможно: сборник «Квир-теория и еврейский вопрос» вскоре выйдет в свет и, возможно, вызовет шок у некоторых читателей, увидевших привычные вещи под необычным углом зрения. Авторы рассматривают через призму своей теории о странностях многие явления политики, культуры и истории, к которым раньше бы и не подумали приближаться с подобным прочтением.

Чего стоит хотя бы «любовный треугольник» гомосексуалов, евреев и… коммунистов! Оказывается, во времена маккартизма в Соединенных Штатах эта тождественность считалась нормативной: «Гомосексуалы воспринимаются как серьезная вну­тренняя опасность, связанная с коммунистической угрозой...» (93), «Теории заговора давался в руки новый инструмент, комбинируя который с международным еврейским заговором она могла поддерживать чувство опасности на прежнем уровне даже после Холокоста. Дискурсы, формирую­щие образ гомосексуалов, не просто выстраиваются на основании анало­гии с евреями – гомосексуалы подаются как важнейшие союзники евреев в обстановке, сложившейся после Холокоста… Создается заколдованный круг генерации ярлыков, в котором коммуни­сты могут быть названы евреями, евреи – гомосексуалами, а гомосексуа­лы – коммунистами» (107).

«Давняя традиция как открыто, так и имплицитно связывать друг с другом гомосексуалов и евреев, по крайней мере в рамках антисемитского и гомофобного дискурса, прослеживается и сейчас в самых разных источ­никах: от новых правых до Верховного суда США, – читаем в другом месте. – Например, в 1996 году особое мнение судьи Верховного суда Скалиа против решения об отклоне­нии антигейской второй поправки штата Колорадо звучало так, будто было взято непосредственно из «Протоколов сионских мудрецов». Скалиа рисо­вал гомосексуалов и евреев как меньшинство, наделенное непропорционально большими привилегиями и обладающее одновременно финансо­вым капиталом и политическим влиянием, значительно превосходящим любые разумные ожидания» (82).

Любопытно, что автор очерка, откуда взяты эти цитаты, рекомендует лидерам еврейского общественного мнения работать не над размежеванием понятий «еврейство» и «гомосексуальность», но, наоборот, противостоять блоку гомофобов и расистов: «Если же евреи и квиры будут активно работать над тем, чтобы расшатать ассоциацию между собой и белой расой, они смогут выбить почву из‑под конкретных антисемитских или гетеросексистских обвинений – например, что они представляют «непропорционально привилегированное» (в силу принадлежности к белой расе) «меньшинство» (поскольку не гете­росексуальны и не христиане). Сопротивление подобного типа дает воз­можность вмешательства в современную правую политику» (107). Звучит актуально в контексте движения «Black lives matter» в США, хотя на языке оригинала сборник вышел еще в начале нулевых годов.

В безграничных возможностях размежевания людей по принципу «свой–чужой» убеждает очерк, посвященный истории молодежных движений в Германии начала XX века, основанных на мужской солидарности и привилегированности. «В рамках этих романтизированных сообществ мужчин-товарищей, сложившихся вокруг харизматичных лиде­ров… антибуржуазное и антифеминистское представление о группе мужчин как основе политической жизни начало теоретически осмысляться как противовес семье, понимаемой как женский продукт и обвиняемой как в бюрократической анонимности совре­менной государственной службы, так и в «феминизации» светской жизни» (117). Для идеологов подобных сообществ были характерны мизогинистские настроения, а свое отвращение к женскому началу пылкие немецкие юноши оправдывали «рассуждениями о еврейском феминизирующем влиянии на общество и о том, что неоправданно высокий статус жен­щин и запрет на любовь между мужчинами являются расово еврейскими изобретениями» (127). Все мы знаем, чем завершилась в первой половине XX века идеализация расово чистой германской мускулинности.

О соперничестве еврейской и гомосексуальной идентичности в политике рассказывает очерк, посвященный ЛГБТ-движению в современном Израиле. Геи и евреи соперничают за право называться главной жертвой нацизма, ведь Холокост «используется в из­раильском дискурсе как чрезвычайно спорная тема, с помощью которой ев­реи утверждают свою аутентичность и политическую правоту» (188). «Геи и лесбиянки оказались героями светского либерализ­ма, и единственными их стойкими противниками остаются религиоз­ные правые», – пишет автор очерка (189).

Если воспользоваться терминологией сборника, его авторы «достают из чулана» произведения литературы и кинематографа, «выбивая из них пыль» экстравагантными прочтениями. Шокирует трактовка «Приключений Оливера Твиста», прочитываемая через призму явных антисемитских и латентных гомофобных предрассудков Чарльза Диккенса: «Образ Феджина (чаще в русских переводах встречается вариант имени Фейгин. – «НГР») заслуживает нашего особого внимания, поскольку он не только предвещает возникший позже стереотип педераста, домогающе­гося юных мальчиков, но также вызывает в памяти старые мифы о «крова­вом навете», которые в XIX веке еще ощутимо влияли на отношение к ев­реям в обществе» (366). Много написано о том, что старый еврей, содержащий воровской притон, отождествляется у Диккенса с дьяволом: особенно характерна сцена знакомства Оливера с Фейгином, когда тот предстает на фоне пылающего очага с вилкой в руках. Однако наш интерпретатор идет дальше: еврей у Диккенса якобы стремится растлить не только душу, но и тело Оливера, который выступает чуть ли не воплощением младенца-Христа (371).

Не лишена любопытства деконструкция многих тем, которые обрели в последнее время респектабельность и даже защиту закона (о чувствах верующих) в России. Один из очерков рассказывает об Аврааме Мигеле Кардосо, испанском конверсо (обращенном в христианство иудее), который был сподвижником знаменитого лжемессии XVII века Саббатая (Шабтая) Цви. Кардосо разрабатывал каббалистическую теорию, согласно которой он тоже призван быть мессией, но в его мужской ипостаси, а Цви соответственно воплощает женское начало. Началом эпохи избавления мира от греха должно стать мистическое соитие двух избранников: «Когда Кардосо говорит о соединении двух мессий, он использует имен­но этот образ коронованного фаллоса, называя себя фаллосом и отводя Шабтаю Цви роль короны» (250).

Еще один очерк посвящен анализу «Диббука» еврейского писателя и фольклориста Семена Ан-ского. Один из сюжетных поворотов драмы связан с отношениями мужчин, отправляющихся в паломничество к резиденциям хасидских цадиков. «Митнагедская (митнагед – ортодоксальный оппонент хасидизма. – «НГР») литература высмеивала мужчин-хасидов, оставлявших дом, жену и детей на многие недели, чтобы посетить двор цадика… Мит­нагдим… полагали, что крайний аскетизм служил покровом для эротической разнузданности… Гомосек­суальные намеки были плотно связаны с крепкой мужской дружбой внутри хасидского двора» (271).

Возможно, чтобы прочитать книгу, некоторым читателям придется самим «выйти из чулана», преодолеть себя. Адепты квир-теории отвечают на подобные сомнения следующим образом: «Мы не можем обойтись без истории. А именно исто­рия... и есть то, что болит» (411).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Манхэттен в песках

Манхэттен в песках

Сергей Мануков

Катар – эмират рукотворных контрастов

0
2282
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14019
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
15823
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9100

Другие новости