Подпись |
– Сергей Анатольевич, помощь голодающим Поволжья обычно связывают с изъятием церковных ценностей, которое, конечно, отчасти происходило с согласия патриарха Тихона. Однако вы пишете о том, что иностранная религиозная организация вполне добровольно направила свою помощь советскому государству, правильно я понимаю?
– В своей книге я рассказываю историю, которая началась не во времена голода 1921 года. Первая миссия квакеров в Бузулуке оказывала помощь беженцам из западных районов Российской империи, в основном – из Царства Польского. Свою работу в Бузулуке они начали при царском режиме, в 1916 году, и приехали в Россию они совершенно добровольно, верные своему принципу оказывать помощь мирным жителям, жертвам войны в странах, независимо от того, были ли эти страны союзниками Англии или нет. Первая миссия квакеров (а в ней в общей сложности работали около 40 человек, англичане и американцы) в Россию закончилась в 1918 году: Гражданская война и оторванность от Англии (проблема с получением финансирования) фактически вынудили их покинуть страну. Но уже в те годы квакеры размышляли о возможности открытия «квакерского посольства». Глава миссии Теодор Ригг писал в 1919 году: «Бузулукский уезд, как нам кажется, является особенно благоприятным местом для создания квакерского посольства, так как в нескольких южных волостях уезда проживают русские крестьяне, называющие себя квакерами. Есть в этих краях и крестьяне-толстовцы. В частности, в Патровской волости есть группы крестьян, которых называют квакерами и толстовцами. Даже один толковый квакер (из Англии), обосновавшийся в любой из деревень в южной части уезда, мог бы сотворить большое благо в деле повышения уровня жизни и роста идеалов этих русских крестьян. Однако если нет группы людей, готовых нести служение в России в течение нескольких лет, то и сделать ничего не удастся». Вторая миссия квакеров началась 100 лет назад: в июне 1920 года из Англии прибыли две партии гуманитарного груза для детей, находящихся в медучреждениях РСФСР. Можно предположить, что квакеры, с большой надеждой взиравшие на первое в мире «государство рабочих и крестьян», искренне полагали, что Россия строит общество будущего, цели которого были весьма созвучными квакерским идеалам.
– Рассчитывали ли квакеры, сотрудничая с большевиками, на преференции в распространении своего учения в РСФСР?
– Распространение квакерского учения точно не было движущей силой в стремлении квакеров приехать в Советскую Россию. Известно, что Религиозное общество друзей вообще не занимается прозелитизмом, не стремится обращать в свою веру. Когда квакерские гуманитарные грузы прибыли из Англии и США в Советскую Россию в 1920 году, единственной задачей квакеров было распределение этих грузов и контроль над распределением: детское питание должно попасть детям. И уже вторичным для них было «донесение своего послания доброй воли и братской любви». При этом квакеры четко понимали, что они не будут ограничивать себя в деле установления контактов с близкими по духу толстовцами. В 1921 году Артур Уоттс говорил сотруднику Народного комиссариата иностранных дел: «Я убежден, что квакеры всегда с готовностью будут предоставлять продовольственную и материальную помощь там, где в ней есть нужда, не ставя никаких дополнительных условий, таких как разрешение на распространение религиозного учения Общества друзей. Тем не менее квакеры полагают, что вам необходимо знать, что мы имеем желание вступить в религиозное братство с русскими людьми, которые исповедуют взгляды, схожие с нашими собственными». На этом этапе возникла дискуссия в квакерской среде. Английские Друзья настаивали на вручении советскому правительству документа, который они назвали «Заявление о намерениях», – послание с изложением духовных целей. Однако приняли решение: «Материальная помощь не будет использована для того, чтобы обеспечивать канал для распространения наших взглядов, или для того, чтобы создать какую-то особую благоприятную для себя атмосферу, – она должна служить выражением той самой любви, которая побуждает нас к религиозному общению с другими».
– Что заставило большевиков-атеистов принять помощь религиозного движения?
– В 1921 году большевики от страха решили про атеизм слегка позабыть: Народный комиссариат земледелия РСФСР тогда опубликовал воззвание «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей». В октябре того года, когда голод поставил под угрозу миллионы жизней россиян, Наркомзем буквально умолял верующих приехать в Россию, призывал всех сектантов вернуться, просил: «Где бы вы ни жили на всей земле: добро пожаловать! Идите и дружно беритесь за работу и творческий радостный труд». Это уже в 1925 году пропагандист Федор Путинцев в своем «Безбожнике» крыл почем зря то самое воззвание 1921 года: голод закончился, можно преследовать секты вместе с православной церковью. Ну и, кроме того, большевики квакерам доверяли: есть многочисленные заявления большевистских вождей, что к квакерам претензий у соввласти не было совсем: Друзья были очень аккуратны в следовании своим обещаниям.
– Правильно ли я понимаю, что движение квакеров стояло у истоков Amnesty International?
– Это так. Основателем организации считается Питер Бененсон, он создал движение вместе со своим другом Эриком Бейкером, британским квакером. Эрик же был и вторым генсеком Амнистии. Именно квакерское соучастие в создании организации способствовало тому, что Amnesty International считает узниками совести только тех, кто не применял насилие.
– Сохраняется ли в настоящее время эта связь?
– Представительство Amnesty International в РФ в 1991 году открыла Марджори Фаркахурсон, квакерея из Шотландии. Я ушел на пенсию с поста главы представительства после 14 лет работы три года назад, не могу ничего сказать о дне сегодняшнем.
– Уделяет ли Amnesty International особенное внимание нарушениям прав верующих?
– Не уверен, что нарушениям прав верующих организацией уделяется какое-то особое внимание, но, к примеру, ситуация с нарушениями прав человека в отношении последователей учения Свидетелей Иеговы (признаны в России экстремистской организацией. – «НГР») в РФ точно в фокусе внимания Amnesty International.
комментарии(0)