Священник Алексий Волчков. Раннехристианская община в античном полисе: научное издание. – М.: Издательский дом «Познание», 2019. – 256 с. |
Но есть в истории церкви период, к которому обращаются, пожалуй, реже всего: это время, когда христиане, уже не ждавшие буквально ежедневно Второго пришествия, встроились в общественную жизнь античного полиса и стали всего лишь одним из бесчисленных сообществ, из которых он состоял. Уже не апостолы, еще не церковь; кем были эти люди? Ответу на этот вопрос посвящена книга священника Алексия Волчкова «Раннехристианская община в античном полисе».
По мнению автора, в этом пренебрежении есть часть вины ученых. «Эпоха раннего христианства, доконстантиновская эпоха, обойдена вниманием… Это понятно, потому что ученых привлекают наиболее, как кажется им, яркие эпохи – апостольское время, и уже – раз! – Константин, IV и V века, Византия, расцвет богословия, архитектуры, мысли, прочее… А то, что было между – ну, ни то ни се, уже не апостолы, еще не Василий Великий. Поэтому многие ученые, даже западные, проявляют не очень большое внимание к данному этапу церковной истории», – сказал он на презентации в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.
С тем, что Второе пришествие может и не состояться на их веку, столкнулись уже апостолы. С осознанием этого перед христианскими общинами встала другая проблема: как им жить в мире, который вовсе не спешит принимать их истину? Прежде чем перейти к собственно христианским сообществам античных полисов, автор останавливается на том, что представлял собой сам полис. «Строительными блоками», из которых он был сложен, были микросообщества, имевшие собственные уставы, правила поведения, порядок уплаты членских взносов и статуты поведения на пирах, которые были основным способом их совместного времяпрепровождения.
Множество этих «блоков» состояли из последователей пророка из Назарета, перенявших привычки античных горожан и адаптировавших их к своим верованиям. Именно важнейшая, еще языческая, традиция общего застолья – равенство членов общества за трапезой и порицание тех, кто на пиру обделял друзей и гостей, – в конечном итоге определила облик и содержание причастия, превратившегося в таинство и окончательно потерявшего функцию простого насыщения. Надо сказать, что самого слова «христианство» христиане, именовавшие друг друга переведенными на греческий язык терминами из Ветхого Завета – «избранными, праведными, нищими, верными», – тогда еще не знали.
Одна из причин интереса Алексия Волчкова к теме, впрочем, должна бы вызывать самый что ни на есть практический интерес духовенства. «В это время Церковь победила всех. Союз общин, сначала раздробленный, но потом налаживающий связи, такая сеть настоящая», – характеризует автор ту эпоху. Действительно, выходом для христианских общин, которым нужно было интегрироваться в мир, стала сама структура полиса, состоявшего из бесчисленных митраистских, иудейских, языческих, гностических и иных «коллегий». «Древний мир был охвачен страстью, которой современные люди почти лишены, – они любили собираться вместе», – говорит Волчков. Современный город – а точнее, мир – тоже в целом составлен из микросообществ, ушедших во всемирную Сеть и сформировавших там собственные традиции, ритуалы и язык мемов.
И именно в нем сегодня церковь могла бы искать себе место под солнцем и приверженцев, что весьма непросто. Из десяти крупнейших каналов религиозной тематики в российском сегменте Telegram, например, есть один канал, посвященный картам Таро, один блог протестантского пастора и восемь мусульманских площадок. Книга Алексия Волчкова представляет научный анализ и структурирована именно как научное исследование, поэтому вряд ли станет для кого-то инструкцией по тому, как сделать церковь частью окружающего мира, не дав ей при этом раствориться в огромной массе сообществ. И со своей задачей книга справляется, хотя интересна будет скорее профессиональным исследователям религии и историкам или, во всяком случае, тем, кто уже имеет достаточно развитое представление о церковной истории. Но христианство уже однажды было не церковью, которую мы знаем сегодня, не религией, как мы ее определяем. В первые века именно обыденность сделала общины, опирающиеся на Евангелие, институтом полиса, пережившим две тысячи лет. Возможно, церкви имеет смысл вернуться к этому опыту.
комментарии(0)