1
16517
Газета Печатное дело Печатная версия

17.09.2019 17:15:00

Протоиерей Всеволод Чаплин выпустил «свою самую хулиганскую книжку»

Потом вмешается Всадник апокалипсиса – Христос

Тэги: всеволод чаплин, армагеддон, фантастика, церковь, апокалипсис, московская книжная ярмарка


16-15-1_a.jpg
Мастер клерикального троллинга Всеволод ЧАПЛИН представил на Московской международной книжной ярмарке свою новую книгу «Накануне Армагеддона». Ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ автор представил ее как свою «самую хулиганскую книжку». Так началось интервью.

– Отец Всеволод, почему вы именно сейчас написали книгу про последнюю битву человечества? Для кого наступит апокалипсис: для Русской церкви, России или Запада?

– А что, возможен «апокалипсис в одной отдельно взятой стране»? Как в советском анекдоте? Даже в отдельно взятой церковной системе он вряд ли возможен – хотя одни об этом предупреждают, а другие мечтают. Впрочем, Запад и примкнувшая к нему Москва – это авангард, конечно. В книжке есть два рассказика и две зарисовки – вроде как футурология изнутри нас, сегодняшних. Речь идет про 2023, 2041, 2043 и 2117 годы. В первой половине века разворачивается противостояние Свободной России – то есть традиционалистской, глубинной, – и Московской конфедерации. Последняя – часть Запада. С кучей разных гендер‑идентичностей, легализованной наркотой, «тоталерантной» цензурой под названием Amnesty и так далее. Да, я прокладываю некую канавку преподобного Серафима вокруг части России. Но Откровение Иоанна – книга суровая. Триумф зла не может не стать всемирным – иначе как же оно успокоится? Через 100 лет – после глобальных войн и катастроф – появляются уже и «пророк», и «помазанник», а большинство людей перестает пользоваться речью. Даже устной. Она ведь уже отмирает, не так ли? Когда‑то кому‑то захочется это закрепить и этим воспользоваться. «Говоришь – ты фашист» – вот такую фразу изрек Псой Короленко, когда мы с ним хохмили на тему будущности слова. Кстати, из этого разговора родилась идея рассказика «Накануне Армагеддона», заголовок которого потом издатели на обложку вынесли.

– Кто автор этой книги – священнослужитель Московского патриархата, вольный консервативный публицист или фантаст Арон Шемайер?

– Вроде бы я не разделялся сам в себе, коль пока стою. Арон Шемайер – общеизвестный псевдоним. И он уже скорее для тех, кто не разделяет автора и героев. А герои у меня по большей части отрицательные – наркотики употребляют, пол меняют с ураганной периодичностью, воюют со Свободной Россией, ну и так далее. Но главная моя цель – это цель христианина и священника. Сдвигать горы. В первую очередь гору обывательского сознания миллионов, со всем его «прогрессом», «гуманизмом», культом свободы. На самом деле вершина этой горы – привычные грехи. А подошва – богобоязнь (не путать с богобоязненностью). Вот об этом сегодня священник должен говорить – каким угодно языком. В том числе публицистическим. А не только убаюкивать гламурным «позитивчиком» – фу, какая гадость.

– Говорят, для верующих апокалипсис вовсе не зло. Наоборот, победит в конечном итоге добро. Какое добро победит? Или все‑таки зло?

– Откровение Иоанна – книга о радости и надежде. Добро победит. Но добро Божие – а оно от условного добра человеческого может сильно отличаться. Бог есть любовь, но не всякая любовь есть Бог. С любовью иногда совсем уж дикие вещи отождествляют – например, «сбережение эмоций» и вообще сохранение себя как главного объекта духовного блуда (ай, любви, простите). Бывает ведь и так: «Свет, который в тебе, тьма» (Мф. 6: 23). Любовь и добро, которые в нас, – это часто блуд и зло. Вот все это и восторжествует в конце времен – уже торжествует, между прочим. Зло и порок, объявившие себя добродетелью и светом. Но за ними придет Армагеддон, и большинство удивится: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7: 22).

– Книга основана на тех рассуждениях о пользе войны и нетерпимости, за которые вас больше всего упрекали? Как вы развиваете эти идеи?

– Кроме рассказиков и старых выступлений – включая те самые – в книжке есть два скучных текста. Один о смерти, второй о свободе. Что о них говорит настоящее христианство? Свобода вовсе не абсолютна. И Бог часто вмешивается в нее. Принуждение к вере – вещь с точки зрения Писания и Предания вполне допустимая. Как и применение силы для защиты веры и ближних. Смерть для христианина скорее благо, если он готов к ней. Да, нас отдрессировали, и нам уже почти нравится вилять хвостом перед ненасилием‑непринуждением‑нетеократичностью. И перед культом земной жизни, и перед неприкосновенностью комфорта. Но зачем?! Мы либо поменяем эту парадигму, либо умрем, либо переродимся, что еще хуже. Ветхий и Новый Заветы, апостолы, святые, их жития говорят иначе. Мне давно терять нечего – значит, есть краткий шанс поповторять то, что говорили они. Без купюр. А то их все время «обрезают» в плохом смысле.

– Каждая из религий претендует на свой Армагеддон, последнюю битву добра со злом. Уделено ли место в вашей книге этой проблеме? Если нет, то почему?

– Я немного не дохожу до Армагеддона. Останавливаюсь на том, что к нему подводит как раз. Дальше‑то все ясно… По крайней мере для христианина. Да, есть разные эсхатологии. Но в некоторых религиях они слишком туманны. Как будто их прячут – или прячутся от них. А религия «нового мира» – это примитивный хилиазм. Вера в царство человеческое, человеческими же руками построенное. Там нет Бога – или Он где‑то далеко, под снежными шапками деизма. Однако в этом «царстве» есть вечность, есть иерархия людей и идей во главе с «единственно верным» прогрессизмом. Чем не религия? Плюс трансгуманизм – чем не сотериология, из которой опять же Бога вынули? Кстати, у меня и об этом речь идет: элитарии с полуискусственным телом, люди‑программы и низшая ступень – common human beings, управляемые гаджетами‑имплантами.

– Не станет ли реальным Армагеддоном межрелигиозная мировая война? Точно ли в такой войне победит добро по‑русски?

– В последней битве победит Бог. А межрелигиозная война, конечно, более чем возможна. Думаю, ее устроят те, кто хотел бы столкнуть христиан и мусульман – чтобы избежать их совместной борьбы с религией секуляризма, гедонизма, консьюмеризма. Об этой борьбе, кстати, шла речь в самом первом рассказе Арона Шемайера – в 1998 году было предсказано использование гражданских самолетов для теракта. Правда, ядерного. Но все еще впереди. Тем не менее в нынешней истории победит «новая религия», объединившая все прочие вокруг кошелька, брюха, мира и согласия. Но потом вмешается апокалиптический Всадник – Христос. Да и погибнуть за истинную веру всегда хорошо – пока ее можно исповедовать, пока вместо мозга гаджет не вшили.

– Нет ли в выборе темы книги про Армагеддон рыночной конъюнктуры?

– Есть немного, куда без этого. Так издатели посоветовали. Хотя при чем здесь рынок? Вы думаете, я за эту книжку что‑то получу? Тут даже великие вроде Прилепина получают тысяч 300, а я себя литератором не считаю и считать не хочу – смело причисляйте к ворчунам‑графоманам. К тому же это «книга в эпоху смерти книги» (поклон Александру Кырлежеву, одному из моих литературных учителей). Большое печатное издание, да и вообще большой текст – давно в хосписе. Но мы вроде еще живы… Поэтому я и пытаюсь под одну обложку закачать множество маленьких и разножанровых текстов. Собери‑разбери… Все советуют писать роман, а я думаю: куда? Когда? Если только про протесты, Путина и олигархов. Но это опять же будет сценарий‑предупреждение, а не искусство никакое, не приведи Господь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О роли церкви в дискуссии о смертной казни

О роли церкви в дискуссии о смертной казни

Высшая мера – не та традиционная практика, которую следует отстаивать

0
3361
Семь грехов папы Франциска

Семь грехов папы Франциска

Милена Фаустова

К чему приведут нововведения в католической морали

0
4733
Впервые в истории папа Римский отказался от апостольского наставления

Впервые в истории папа Римский отказался от апостольского наставления

Милена Фаустова

Синодальный путь привел в тупик женское священство

0
4058
«Христос смертную казнь не осуждал»

«Христос смертную казнь не осуждал»

Андрей Мельников

Патриарх Кирилл высказался о высшей мере наказания

0
5034

Другие новости