Слава Сергеев. Путешествие Фомы: Повести и рассказы. – М., Зебра Е, 2019. – 608 с. |
Где-то между улицами Большая Лубянка и Мясницкая, совсем рядом с редакцией «Независимой газеты», по храмам и кафе бродит московский писатель Слава Сергеев. Иногда он приносит в газету свои статьи, как-то опубликовал интервью со священником Александром Борисовым под заголовком «Настоятель московской интеллигенции» (см. «НГР» от 19.07.17). А недавно он принес в редакцию книгу повестей и рассказов, в которой красной нитью проходит тема поиска Бога в повседневной жизни. В том числе среди обитателей Лубянки и Мясницкой, но и не только, еще и в других местах – где для ищущих Бога созданы комфортные условия.
Скажем, повесть «Путешествие Фомы», давшая название всей книжке, на первый взгляд прочитывается как туристические заметки о вояже в Назарет. Герой повести посещает места, связанные с детством Христа, попутно заходя в супермаркеты и заведения общепита в восточном вкусе. На этом стыке бытописательства и религиозных переживаний построена повесть. Герой ищет доказательства того, что это не просто арабско-израильский захолустный городок, а место, которое не может не быть отмечено присутствием Бога в человеческом воплощении и Святого семейства. Есть забавные эпизоды, например, когда лирический герой и его жена встречают в супермаркете плотника по имени Юсуф (ну почти новозаветный святой Иосиф) – но ощущение чуда оказывается неполным: супруга плотника-араба отнюдь не Мария!
В повести «Дом Марии» персонаж (Слава Сергеев в основном пишет от первого лица, попутно в сносках настойчиво прося читателя не путать его с героем) путешествует в апокрифическое жилище Богоматери в окрестностях античного Эфеса. Тут Слава Сергеев наступает на пятки автору рецензии, который тоже побывал когда-то в этом уголке Турции («НГР» от 21.08.13). Правда, тогда получился скептичный текст, в котором рассказывалась история, как в апокрифе соединились видения экзальтированной монахини Катерины Эммерих и мрачное вдохновение писателя Клеменса Брентано. Совместное творчество двух католических духовидцев помогло «переместить» для почитателей место успения Богородицы из каноничного Иерусалима (где святое место принадлежит православным хранителям) в турецкое селение Шириндж. Но и там герой Славы Сергеева находит возможность пережить встречи с новозаветным преданием.
Поиски христианского начала у Славы Сергеева сочетаются с рефлексиями о так называемом «белоленточном» движении 2012 года, когда на волне эфемерной либерализации в Москве собирались многотысячные митинги против нечестных выборов. По этим временам, которые уже кажутся не менее мифическими, блуждает в памяти автор повести «День святого Георгия». Посещение московской обители, в которой легко угадывается Сретенский монастырь тех времен, когда там был наместником Тихон (Шевкунов), предваряет поход на большой митинг белоленточников. Герой молится перед иконой святого Георгия о том, чтобы протестное шествие прошло без кровопролития. Богомолье превращается для персонажа в апофеоз всепрощения: и ОМОНа, и попов, привечающих бывших и нынешних чекистов в своей прославленной обители, и нынешней молодежи, в глазах которой герой не видит искомой духовной глубины.
Все и всем прощает христианствующий герой Славы Сергеева, кроме как палачам сталинской эпохи. В «Гневе» читаем о том, как ночная попойка разношерстной компании московских интеллигентов превращается в паломничество на Бутовский полигон, где были расстреляны тысячи жертв репрессий 1937–1938 годов. Повесть выдержана в стилистике, которая известна европейской литературе как книги о «Боге после Освенцима». Автор прибегает к приему «остранения», показывая, как чудовищна наша привычка воспринимать преступления сталинизма данностью и обыденностью. Этот «раз и навсегда заведенный порядок зла», как называет эту преемственность от НКВД до нынешних заслонов на Болотной площади Слава Сергеев, используя выражение из проповедей Антония Сурожского, в книгах преодолевается рефлексирующим богоискательством персонажей.
Путь героев Славы Сергеева не устлан терниями. Они путешествуют по миру, попивают кофе в дорогих заведениях, не выпуская из рук лэптопа, слушают «Эхо Москвы», разъезжают по столице в такси, когда уж очень утомит московская толпа с ее некрасивыми, неприветливыми лицами. В уютном мире московской интеллигенции среди нас живет Христос в белом венчике из роз. В этот милый венчик превращается терновый венец из Евангелий как раз под легким пером автора «Путешествия Фомы».
комментарии(0)