Antonio Spadaro. La Chiesa in Cina. Un futuro da scrivere. – Milano: Ancora. 2019. – 140 p. |
22 сентября 2018 года в Пекине было подписано так называемое Временное соглашение между Китайской Народной Республикой и Святым престолом о назначении католических епископов. Как отметил Спадаро, это стало возобновлением столь долго ожидаемого диалога между Ватиканом и Китаем, который был прерван еще в середине XX века при разрыве в 1951 году дипломатических отношений между этими государствами. «Подзаголовок моей книги «Будем строить будущее». На обложке два иероглифа. Один из них обозначает направление вперед, второй – дорогу, а все вместе это складывается в слово «перспектива» или словосочетание «планы на будущее», – пояснил автор. Спадаро также добавил, что «соглашение от 22 сентября стало важным моментом в том долгом процессе, который начал еще папа Иоанн Павел II в 1986 году и который должен продолжаться». «То, что нынешнее соглашение называется «временным», дает надежду, что оно очень скоро сможет стать окончательным», – подчеркнул Спадаро.
В свою очередь, кардинал Паролин отметил: ценно то, что книга вышла именно в 100-летний юбилей послания «Maximum illud». «Конечно, то апостольское письмо отразило прежде всего великую приверженность Бенедикта XV к миру в драматических рамках Первой мировой войны. Но в то же время папа уже тогда предупредил об опасности культивирования националистических настроений и рекомендовал основательную культурную подготовку для миссионеров, чтобы развивать эффективную проповедь. Апостольское письмо также содержало сильное и точное послание: миссии – это не продолжение западного христианства, а выражение церкви, которая хочет быть по-настоящему универсальной. Это было послание, которое в первую очередь было адресовано Китаю», – пишет кардинал в предисловии. Он также утверждает, что Китай можно назвать «миссионерской лабораторией», с которой началось переосмысление и возобновление работы Католической церкви по евангелизации, предназначенной для всего мира». Госсекретарь Ватикана вместе с автором монографии каждый по-своему напомнили о той непростой участи, которая постигла Римско-католическую церковь в КНР в XX веке. Несмотря на то что присутствие католических миссионеров в Поднебесной восходит еще к концу XIII века, к началу XIX века на них начались гонения, а с приходом к власти коммунистов в середине XX века они и вовсе рассматривались как пособники империалистической агрессии Запада.
После прекращения дипконтактов КНР и Ватикана единственной официально признанной структурой в стране была Китайская патриотическая ассоциация католиков (КПАК), основанная в 1957 году Государственным управлением по делам религий КНР. При этом, поскольку статьей 36 китайской Конституции была установлена «необходимость освобождения религиозных организаций от иностранного контроля», епископы КПАК назначались не Ватиканом, а властями КНР. В стране существовала и параллельная «подпольная церковь», которая находилась в прямом подчинении у Ватикана, но не признавалась Пекином. Она также назначала своих епископов. Часто бывало, что в одной епархии могли быть по два управляющих архиерея. Временное соглашение, утверждает кардинал Паролин, завершило период «двойной» церковной иерархии в Китае и сегодня позволяет понтифику открыто, в диалоге с властями назначать своих епископов во всех епархиях страны. «Конечно, для Католической церкви в Китае многие проблемы все еще открыты. Именно поэтому сегодня как никогда необходимо, чтобы в КНР начался серьезный путь очищения памяти», – заключает госсекретарь Ватикана.
комментарии(0)