Л.С. Симкин. Бегущий в небо
(Книга о подвижнике веры евангельской Иване Воронаеве). – М.: РОСХВЕ, 2018. – 400 с. |
По осени вышла в свет новая книга Льва Симкина «Бегущий в небо (Книга о подвижнике веры евангельской Иване Воронаеве)». Если вспомнить прекрасную книгу того же автора «Американская мечта русского сектанта», в которой впервые изложена история «путешествий» протестантов из России в Америку и обратно, то новая работа может считаться второй частью дилогии о тех, кого в дореволюционной России и СССР называли «сектантами».
Автор начинает книгу небольшим предисловием, в котором излагается история проекта, начинавшегося с просьбы пятидесятнического епископа Константина Бендаса проанализировать дело № 1968 (9 томов, 90 обвиняемых, только в обвинительном заключении – 53 страницы), каким-то чудом отысканное религиоведом Еленой Кондрашиной, и на основе архивных документов и исторических материалов написать биографию Ивана Воронаева. По словам Бендаса, последователям Воронаева было «больше известно о пророке Данииле, жившем в древнем Вавилоне двадцать пять веков назад, чем об Иване Воронаеве и его соратниках». Таким образом, на свет появилась книга, написанная на основе историко-правового исследования архивных материалов, исторических изысканий Елены Кондрашиной, которая прошла весь путь по стопам Воронаева и его жены от Одессы до Беловодья. Всего 14 томов процессуальных документов из трех уголовных дел. Из них остатки документов от дела 1930 года, 14 листов от расстрельного дела 1937 года, рассекреченное дело 1936 года и материалы реабилитации от 1961 года.
Автор обозначил свой жанр как исторический, однако мы имеем возможность проследить полную драматизма и неожиданных поворотов судьбу основателя одного из мощнейших движений русского пятидесятничества. Ну и, конечно, впервые так близко познакомиться с историей «сектантов» имперской России и Советского Союза.
Более века тому назад первые вести о «крещении Духом Святым» (в понимании пятидесятников) пришли в Россию через Финляндию и Прибалтику. Это была первая волна, шедшая с севера. Вторая, самая мощная волна пришла с юга и была связана с деятельностью Ивана Воронаева. Как пишет Лев Симкин, «чужеземные религии сошлись с русским страстным стремлением уйти от формальной религии к «чистой» духовности». Эти верующие метались между Россией и Америкой в конце XIX – начале XX века, особо массовым был исход перед революцией. В 1920-е годы некоторые из них вернулись, чтобы нести «свет через Дух святой» советской России. Одних «позвал голос» таких лидеров, как Иван Воронаев, другие решили, что в новой стране наступит светлая, духовная жизнь без насилия и репрессий.
Итак, Никита Петрович Черкасов (настоящее имя Воронаева) родился в 1885 году в семье оренбургского казака в станице Неплюевская Оренбургской губернии. Окончив школу, работал писарем у станичного атамана. В 1907 году был призван в ряды царской армии, служил в Пятом Оренбургском казачьем полку в городе Казермес около Ташкента. Во время прохождения службы случайно попал на богослужение евангельских христиан-баптистов, где и «покаялся». Его судили за отказ от несения воинской службы, он бежал от суда в Сибирь через Ашхабад, где единоверцы отдали ему свои документы. Так казак Черкасов стал Иваном Ефимовичем Воронаевым. Семья Воронаева странствовала по Сибири, добрались до Маньчжурии, а потом и до Харбина. А когда в 1911 году начались гонения на «сектантов», уехал в Сан-Франциско. Воронаев с семьей прожил в США восемь лет, выпускал журнал «Истина и жизнь», получил широкую известность как проповедник. В 1919 году основал Русскую пятидесятническую церковь в Нью-Йорке. В 1920 году оставил благополучную налаженную жизнь и поехал в Россию с миссией – распространять учение пятидесятников.
В 1930 году Воронаев был осужден на восемь лет и сослан в Коми. Послушаем жену Воронаева Екатерину Афанасьевну: «А в 1930 году что случилось? Арестовали и баптистов, и евангельских, и православных священников… Безбожная страна, безбожная власть… и о Боге нельзя проповедовать». А ведь в 1926 году в Ленинграде евангельским христианином Иваном Прохановым была выдвинута идея образцового христианского города Евангельск у подножия Алтайских гор. Идею эту поддержал начальник шестого отдела ОГПУ, бессменный секретарь Антирелигиозной комиссии Евгений Тучков. Правда, Тучков настаивал на «Городе Солнца», как у Томазо Кампанеллы! Но в 1929 году на II съезде Союза безбожников провозгласили атеистическую работу важнейшим участком классовой борьбы.
Воронаев отбыл свой срок, вышел в 1936 году, уехал в Калугу с целью оформления документов на выезд в США, но граница была на замке. Голоса американских единоверцев в защиту Воронаева советское государство все же услышало, но по-своему – в 1936 году его с единоверцами (их настойчиво называли «трезвенниками-антивоенниками») опять осудили за контрреволюцию. Воронаева отправили в Мариинскую тюрьму (Сиблаг), а в ноябре 1937 года «тройка» вынесла приговор: расстрел. Где похоронен основатель русского пятидесятничества, неизвестно.
Судьба Воронаева – это важная часть истории религиозного движения, зародившегося в двадцатые годы в Одессе и полыхнувшего по всей стране, пережившего репрессии и войну, чистки Хрущева и «мягкий атеизм» поздней советской эпохи. Знать эту историю надо обязательно, чтобы понимать: истоки современной негативной коннотации «сектантства» заложены в прошлом. Книга «Бегущий в небо» обладает мощным просветительским потенциалом.
Особое внимание обращают на себя иллюстрации. Это фотографии людей, копии протоколов и допросов расстрельных дел.
комментарии(0)