0
2613
Газета Печатное дело Печатная версия

14.08.2018 15:14:00

Как смерть связана с состраданием Бога

Книга о том, что верующих ждет в конце тоннеля

Ирина Языкова

Об авторе: Ирина Константиновна Языкова – заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея.

Тэги: смерть, богословие, теология, философия, библейскобогословский институт


смерть, богословие, теология, философия, библейско-богословский институт

book-3-t.jpg
Адриенн фон Шпайр.
Тайна смерти.
– Пер. с нем., ББИ,
серия «Современное богословие».
– 2018, 91 с.

«Человек – это единственное существо, которое знает смерть», – писал Освальд Шпенглер. Что значит «знать смерть»? На протяжении всей истории мы видим, что человек взаимодействует со смертью, всматривается в нее, размышляет о ней, пытается понять ее смысл. Ритуалы захоронения, которые есть в каждой культуре, начиная с палеолита и до наших дней, тому свидетельство. И по ним видно, что к смерти практически в любой культуре отношение мистическое, человек всегда понимал, что смерть – это не просто конец биологического существования, не только прекращение функционирования человеческого организма, но что в ней есть тайна. Смерть есть граница между мирами. И человеку всегда хотелось заглянуть за эту границу. Сколько философских и богословских трактатов написано на эту тему! Сколько создано произведений искусства! Можно сказать, что слова «Memento mori» – «Помни о смерти» являются своего рода девизом человеческой культуры.

Правда, ХХ век вносит в это свои коррективы: смерть подвергается «расколдовыванию», согласно высказыванию социолога Макса Вебера, как и многое в мире. С одной стороны, научно-естественные познания проясняют механизмы умирания, снимая мистические покровы со смерти, с другой – тема смерти становится чуть ли не запретной в глазах общественного мнения, ее начинают игнорировать. Появляется страх перед самим упоминанием смерти, этой темы люди стараются избегать. Изменяется и культура смерти – происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур), они делегируются профессиональным компаниям, поставившим похороны на поток. Телам умерших стараются придать вид похожих на живых. И это производит эффект отстранения от смерти. Безусловно, это следствие изгнания религии из жизни людей или по крайней мере вытеснение ее на периферию жизни. В какой-то мере это затронуло и религиозные сообщества, также подверженные сегодня процессам секуляризации.

Тем не менее смерть остается все так же неизбежной, и даже бешеное желание современного человека продлить свою жизнь, а вернее, свою молодость, жизнеспособность, в чем, надо сказать, современная культура преуспела, не отменяет самого факта смерти как неизбежного финала жизни, какой бы продолжительности она ни была.

Адриенн фон Шпайр (1902–1967) – известная швейцарская писательница и богослов, была первой в Швейцарии женщиной-врачом, допущенной к медицинской профессии. Ее книга «Тайна смерти» была написана в середине прошлого века, когда «сопротивление» смерти только начиналось, и мир этим пытался защититься от ее тотальности (если вспомнить все события ХХ века – мировые войны, Холокост, тоталитаризм и пр.). Но защищаясь, он терял ощущение тайны, понимания взаимосвязи смерти и жизни и возможности ответить на вопрос: готов ли я ко встрече со смертью? Как богослов Адриен Шпайр начинает разговор о смерти с грехопадения. Но этот богословский постулат она как бы проверяет на прочность, рассматривая с разных сторон, пытаясь понять, насколько смерть тотальна. Она задает вопросы, которые волнуют каждого человека, по крайней мере верующего. Была ли смерть наказанием за грехопадение или за этим стоит нечто иное? Сотворил ли Бог смерть или он попустил ей быть? Смерть – это следствие человеческой ошибки или это часть промысла Божия? Как связана смерть с Боговоплощением? Если смерть наказание за грех, тогда что такое смерть святых? Что таится за порогом смерти? Смерть – это конец или начало?

Шпайр довольно подробно рассматривает отношение к смерти в Ветхом Завете. И как оно меняется в Новом Завете. Как мыслила о смерти церковь на протяжении столетий? Как связаны между собой тайна смерти и тайна креста? Что значит победа над смертью Христа? Все эти вопросы неоднократно обсуждались богословами Запада и Востока в прошлые века, что нового, казалось бы, вносит еще одна богословская книга? Разве только напоминание уже многажды сказанного, но, увы, практически не услышанного человечеством? Но это не совсем так. Размышлениям Адриен фон Шпайр не откажешь в свежести и новизне, потому что ее богословие, укорененное в традиционном христианском видении мира, появилось в новом контексте – в эпоху, порвавшую с традицией и почти забывшую и даже сокрушившую фундаментальные основы веры. Шпайр восстанавливает по кирпичикам разрушенное здание веры, но делает это не как законоучитель, а как бережный собиратель жемчужин. В книге немало открытий и новых поворотов темы. Наверное, самое удивительное открытие Адриен Шпайр – что смерть человека связана с состраданием Бога. И через это становится более понятным, почему Бог избирает такой способ искупления человека: через смерть Сына Божия, смертью побеждая смерть.

Это книга, в которой Шпайр словно говорит читателю: ты боишься смерти, и я тоже. Ты понимаешь, что смерть неизбежна, и потому отворачиваешься от нее, стремишься не замечать, но это не выход. Пойдем вместе, заглянем в эту бездну, может, она не так уж черна, и уж точно в конце этого тоннеля есть свет.

Книга написана на тему смерти, но она, конечно, о жизни, которая борется со смертью и побеждает, потому что, как сказано, в конце концов «последний враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26). n

Ирина Константиновна Языков


Адриенн фон Шпайр. Тайна смерти. – Пер. с нем., ББИ, серия «Современное богословие». 

– 2018, 91 с.

Ирина Языкова

«Человек – это единственное существо, которое знает смерть», – писал Освальд Шпенглер. Что значит «знать смерть»? На протяжении всей истории мы видим, что человек взаимодействует со смертью, всматривается в нее, размышляет о ней, пытается понять ее смысл. Ритуалы захоронения, которые есть в каждой культуре, начиная с палеолита и до наших дней, тому свидетельство. И по ним видно, что к смерти практически в любой культуре отношение мистическое, человек всегда понимал, что смерть – это не просто конец биологического существования, не только прекращение функционирования человеческого организма, но что в ней есть тайна. Смерть есть граница между мирами. И человеку всегда хотелось заглянуть за эту границу. Сколько философских и богословских трактатов написано на эту тему! Сколько создано произведений искусства! Можно сказать, что слова «Memento mori» – «Помни о смерти» являются своего рода девизом человеческой культуры.

Правда, ХХ век вносит в это свои коррективы: смерть подвергается «расколдовыванию», согласно высказыванию социолога Макса Вебера, как и многое в мире. С одной стороны, научно-естественные познания проясняют механизмы умирания, снимая мистические покровы со смерти, с другой – тема смерти становится чуть ли не запретной в глазах общественного мнения, ее начинают игнорировать. Появляется страх перед самим упоминанием смерти, этой темы люди стараются избегать. Изменяется и культура смерти – происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур), они делегируются профессиональным компаниям, поставившим похороны на поток. Телам умерших стараются придать вид похожих на живых. И это производит эффект отстранения от смерти. Безусловно, это следствие изгнания религии из жизни людей или по крайней мере вытеснение ее на периферию жизни. В какой-то мере это затронуло и религиозные сообщества, также подверженные сегодня процессам секуляризации.

Тем не менее смерть остается все так же неизбежной, и даже бешеное желание современного человека продлить свою жизнь, а вернее, свою молодость, жизнеспособность, в чем, надо сказать, современная культура преуспела, не отменяет самого факта смерти как неизбежного финала жизни, какой бы продолжительности она ни была.

Адриенн фон Шпайр (1902–1967) – известная швейцарская писательница и богослов, была первой в Швейцарии женщиной-врачом, допущенной к медицинской профессии. Ее книга «Тайна смерти» была написана в середине прошлого века, когда «сопротивление» смерти только начиналось, и мир этим пытался защититься от ее тотальности (если вспомнить все события ХХ века – мировые войны, Холокост, тоталитаризм и пр.). Но защищаясь, он терял ощущение тайны, понимания взаимосвязи смерти и жизни и возможности ответить на вопрос: готов ли я ко встрече со смертью? Как богослов Адриен Шпайр начинает разговор о смерти с грехопадения. Но этот богословский постулат она как бы проверяет на прочность, рассматривая с разных сторон, пытаясь понять, насколько смерть тотальна. Она задает вопросы, которые волнуют каждого человека, по крайней мере верующего. Была ли смерть наказанием за грехопадение или за этим стоит нечто иное? Сотворил ли Бог смерть или он попустил ей быть? Смерть – это следствие человеческой ошибки или это часть промысла Божия? Как связана смерть с Боговоплощением? Если смерть наказание за грех, тогда что такое смерть святых? Что таится за порогом смерти? Смерть – это конец или начало?

Шпайр довольно подробно рассматривает отношение к смерти в Ветхом Завете. И как оно меняется в Новом Завете. Как мыслила о смерти церковь на протяжении столетий? Как связаны между собой тайна смерти и тайна креста? Что значит победа над смертью Христа? Все эти вопросы неоднократно обсуждались богословами Запада и Востока в прошлые века, что нового, казалось бы, вносит еще одна богословская книга? Разве только напоминание уже многажды сказанного, но, увы, практически не услышанного человечеством? Но это не совсем так. Размышлениям Адриен фон Шпайр не откажешь в свежести и новизне, потому что ее богословие, укорененное в традиционном христианском видении мира, появилось в новом контексте – в эпоху, порвавшую с традицией и почти забывшую и даже сокрушившую фундаментальные основы веры. Шпайр восстанавливает по кирпичикам разрушенное здание веры, но делает это не как законоучитель, а как бережный собиратель жемчужин. В книге немало открытий и новых поворотов темы. Наверное, самое удивительное открытие Адриен Шпайр – что смерть человека связана с состраданием Бога. И через это становится более понятным, почему Бог избирает такой способ искупления человека: через смерть Сына Божия, смертью побеждая смерть.

Это книга, в которой Шпайр словно говорит читателю: ты боишься смерти, и я тоже. Ты понимаешь, что смерть неизбежна, и потому отворачиваешься от нее, стремишься не замечать, но это не выход. Пойдем вместе, заглянем в эту бездну, может, она не так уж черна, и уж точно в конце этого тоннеля есть свет.

Книга написана на тему смерти, но она, конечно, о жизни, которая борется со смертью и побеждает, потому что, как сказано, в конце концов «последний враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26). n

Ирина Константиновна Языкова – заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского 


Адриенн фон Шпайр. Тайна смерти. – Пер. с нем., ББИ, серия «Современное богословие». 

– 2018, 91 с.

Ирина Языкова

«Человек – это единственное существо, которое знает смерть», – писал Освальд Шпенглер. Что значит «знать смерть»? На протяжении всей истории мы видим, что человек взаимодействует со смертью, всматривается в нее, размышляет о ней, пытается понять ее смысл. Ритуалы захоронения, которые есть в каждой культуре, начиная с палеолита и до наших дней, тому свидетельство. И по ним видно, что к смерти практически в любой культуре отношение мистическое, человек всегда понимал, что смерть – это не просто конец биологического существования, не только прекращение функционирования человеческого организма, но что в ней есть тайна. Смерть есть граница между мирами. И человеку всегда хотелось заглянуть за эту границу. Сколько философских и богословских трактатов написано на эту тему! Сколько создано произведений искусства! Можно сказать, что слова «Memento mori» – «Помни о смерти» являются своего рода девизом человеческой культуры.

Правда, ХХ век вносит в это свои коррективы: смерть подвергается «расколдовыванию», согласно высказыванию социолога Макса Вебера, как и многое в мире. С одной стороны, научно-естественные познания проясняют механизмы умирания, снимая мистические покровы со смерти, с другой – тема смерти становится чуть ли не запретной в глазах общественного мнения, ее начинают игнорировать. Появляется страх перед самим упоминанием смерти, этой темы люди стараются избегать. Изменяется и культура смерти – происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур), они делегируются профессиональным компаниям, поставившим похороны на поток. Телам умерших стараются придать вид похожих на живых. И это производит эффект отстранения от смерти. Безусловно, это следствие изгнания религии из жизни людей или по крайней мере вытеснение ее на периферию жизни. В какой-то мере это затронуло и религиозные сообщества, также подверженные сегодня процессам секуляризации.

Тем не менее смерть остается все так же неизбежной, и даже бешеное желание современного человека продлить свою жизнь, а вернее, свою молодость, жизнеспособность, в чем, надо сказать, современная культура преуспела, не отменяет самого факта смерти как неизбежного финала жизни, какой бы продолжительности она ни была.

Адриенн фон Шпайр (1902–1967) – известная швейцарская писательница и богослов, была первой в Швейцарии женщиной-врачом, допущенной к медицинской профессии. Ее книга «Тайна смерти» была написана в середине прошлого века, когда «сопротивление» смерти только начиналось, и мир этим пытался защититься от ее тотальности (если вспомнить все события ХХ века – мировые войны, Холокост, тоталитаризм и пр.). Но защищаясь, он терял ощущение тайны, понимания взаимосвязи смерти и жизни и возможности ответить на вопрос: готов ли я ко встрече со смертью? Как богослов Адриен Шпайр начинает разговор о смерти с грехопадения. Но этот богословский постулат она как бы проверяет на прочность, рассматривая с разных сторон, пытаясь понять, насколько смерть тотальна. Она задает вопросы, которые волнуют каждого человека, по крайней мере верующего. Была ли смерть наказанием за грехопадение или за этим стоит нечто иное? Сотворил ли Бог смерть или он попустил ей быть? Смерть – это следствие человеческой ошибки или это часть промысла Божия? Как связана смерть с Боговоплощением? Если смерть наказание за грех, тогда что такое смерть святых? Что таится за порогом смерти? Смерть – это конец или начало?

Шпайр довольно подробно рассматривает отношение к смерти в Ветхом Завете. И как оно меняется в Новом Завете. Как мыслила о смерти церковь на протяжении столетий? Как связаны между собой тайна смерти и тайна креста? Что значит победа над смертью Христа? Все эти вопросы неоднократно обсуждались богословами Запада и Востока в прошлые века, что нового, казалось бы, вносит еще одна богословская книга? Разве только напоминание уже многажды сказанного, но, увы, практически не услышанного человечеством? Но это не совсем так. Размышлениям Адриен фон Шпайр не откажешь в свежести и новизне, потому что ее богословие, укорененное в традиционном христианском видении мира, появилось в новом контексте – в эпоху, порвавшую с традицией и почти забывшую и даже сокрушившую фундаментальные основы веры. Шпайр восстанавливает по кирпичикам разрушенное здание веры, но делает это не как законоучитель, а как бережный собиратель жемчужин. В книге немало открытий и новых поворотов темы. Наверное, самое удивительное открытие Адриен Шпайр – что смерть человека связана с состраданием Бога. И через это становится более понятным, почему Бог избирает такой способ искупления человека: через смерть Сына Божия, смертью побеждая смерть.

Это книга, в которой Шпайр словно говорит читателю: ты боишься смерти, и я тоже. Ты понимаешь, что смерть неизбежна, и потому отворачиваешься от нее, стремишься не замечать, но это не выход. Пойдем вместе, заглянем в эту бездну, может, она не так уж черна, и уж точно в конце этого тоннеля есть свет.

Книга написана на тему смерти, но она, конечно, о жизни, которая борется со смертью и побеждает, потому что, как сказано, в конце концов «последний враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26). n

Ирина Константиновна Языков


Адриенн фон Шпайр. Тайна смерти. – Пер. с нем., ББИ, серия «Современное богословие». 

– 2018, 91 с.

Ирина Языкова

«Человек – это единственное существо, которое знает смерть», – писал Освальд Шпенглер. Что значит «знать смерть»? На протяжении всей истории мы видим, что человек взаимодействует со смертью, всматривается в нее, размышляет о ней, пытается понять ее смысл. Ритуалы захоронения, которые есть в каждой культуре, начиная с палеолита и до наших дней, тому свидетельство. И по ним видно, что к смерти практически в любой культуре отношение мистическое, человек всегда понимал, что смерть – это не просто конец биологического существования, не только прекращение функционирования человеческого организма, но что в ней есть тайна. Смерть есть граница между мирами. И человеку всегда хотелось заглянуть за эту границу. Сколько философских и богословских трактатов написано на эту тему! Сколько создано произведений искусства! Можно сказать, что слова «Memento mori» – «Помни о смерти» являются своего рода девизом человеческой культуры.

Правда, ХХ век вносит в это свои коррективы: смерть подвергается «расколдовыванию», согласно высказыванию социолога Макса Вебера, как и многое в мире. С одной стороны, научно-естественные познания проясняют механизмы умирания, снимая мистические покровы со смерти, с другой – тема смерти становится чуть ли не запретной в глазах общественного мнения, ее начинают игнорировать. Появляется страх перед самим упоминанием смерти, этой темы люди стараются избегать. Изменяется и культура смерти – происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур), они делегируются профессиональным компаниям, поставившим похороны на поток. Телам умерших стараются придать вид похожих на живых. И это производит эффект отстранения от смерти. Безусловно, это следствие изгнания религии из жизни людей или по крайней мере вытеснение ее на периферию жизни. В какой-то мере это затронуло и религиозные сообщества, также подверженные сегодня процессам секуляризации.

Тем не менее смерть остается все так же неизбежной, и даже бешеное желание современного человека продлить свою жизнь, а вернее, свою молодость, жизнеспособность, в чем, надо сказать, современная культура преуспела, не отменяет самого факта смерти как неизбежного финала жизни, какой бы продолжительности она ни была.

Адриенн фон Шпайр (1902–1967) – известная швейцарская писательница и богослов, была первой в Швейцарии женщиной-врачом, допущенной к медицинской профессии. Ее книга «Тайна смерти» была написана в середине прошлого века, когда «сопротивление» смерти только начиналось, и мир этим пытался защититься от ее тотальности (если вспомнить все события ХХ века – мировые войны, Холокост, тоталитаризм и пр.). Но защищаясь, он терял ощущение тайны, понимания взаимосвязи смерти и жизни и возможности ответить на вопрос: готов ли я ко встрече со смертью? Как богослов Адриен Шпайр начинает разговор о смерти с грехопадения. Но этот богословский постулат она как бы проверяет на прочность, рассматривая с разных сторон, пытаясь понять, насколько смерть тотальна. Она задает вопросы, которые волнуют каждого человека, по крайней мере верующего. Была ли смерть наказанием за грехопадение или за этим стоит нечто иное? Сотворил ли Бог смерть или он попустил ей быть? Смерть – это следствие человеческой ошибки или это часть промысла Божия? Как связана смерть с Боговоплощением? Если смерть наказание за грех, тогда что такое смерть святых? Что таится за порогом смерти? Смерть – это конец или начало?

Шпайр довольно подробно рассматривает отношение к смерти в Ветхом Завете. И как оно меняется в Новом Завете. Как мыслила о смерти церковь на протяжении столетий? Как связаны между собой тайна смерти и тайна креста? Что значит победа над смертью Христа? Все эти вопросы неоднократно обсуждались богословами Запада и Востока в прошлые века, что нового, казалось бы, вносит еще одна богословская книга? Разве только напоминание уже многажды сказанного, но, увы, практически не услышанного человечеством? Но это не совсем так. Размышлениям Адриен фон Шпайр не откажешь в свежести и новизне, потому что ее богословие, укорененное в традиционном христианском видении мира, появилось в новом контексте – в эпоху, порвавшую с традицией и почти забывшую и даже сокрушившую фундаментальные основы веры. Шпайр восстанавливает по кирпичикам разрушенное здание веры, но делает это не как законоучитель, а как бережный собиратель жемчужин. В книге немало открытий и новых поворотов темы. Наверное, самое удивительное открытие Адриен Шпайр – что смерть человека связана с состраданием Бога. И через это становится более понятным, почему Бог избирает такой способ искупления человека: через смерть Сына Божия, смертью побеждая смерть.

Это книга, в которой Шпайр словно говорит читателю: ты боишься смерти, и я тоже. Ты понимаешь, что смерть неизбежна, и потому отворачиваешься от нее, стремишься не замечать, но это не выход. Пойдем вместе, заглянем в эту бездну, может, она не так уж черна, и уж точно в конце этого тоннеля есть свет.

Книга написана на тему смерти, но она, конечно, о жизни, которая борется со смертью и побеждает, потому что, как сказано, в конце концов «последний враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
616
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
623
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1241
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
645

Другие новости