|
Сайт «Радио Ватикана» опубликовал статью итальянского историка Адриано Роккуччи о труде другого итальянского исследователя – Джованни Кодевиллы. Четырехтомник Кодевиллы «История России и соседних стран. Церковь и империя» вышел в свет в миланском издательстве «JacaBook». Сам Роккуччи в 2011 году выпустил исследование «Сталин и патриарх. Православная церковь и советская власть. 1917–1958», а в 2016 году эта книга была опубликована на русском языке в издательстве РОССПЭН. Презентация книги Роккуччи состоялась 3 апреля с.г. в Институте всеобщей истории РАН в Москве.
Неудивительно, что один итальянский историк пишет о новой работе другого. Третий том работы Кодевиллы, как и книга Роккуччи, посвящена истории Русской православной церкви в советскую эпоху, и здесь описывается наиболее драматичный ее период – репрессии, сменившиеся милостью вождя СССР Сталина. В общем же Кодевилла начинает свой труд с крещения Руси, которое все больше приобретает в нашей стране значение одного из основополагающих политических мифов современной российской государственности, и завершает его сегодняшним днем.
Позволим себе привести большую цитату из статьи Роккуччи о коллеге из публикации на сайте «Радио Ватикана»: «Работа Кодевиллы стимулирует размышление над фундаментальными вопросами российской истории… Первый аспект упомянут в самом названии работы, и он относится к империи. В самом деле, имперское измерение сформировало историческую судьбу России, которая никогда не была национальным государством, и, следовательно, к ней нельзя применять толковательные парадигмы национального типа с их лексическим и концептуальным аппаратом, чтобы изучать политическую, этническую и религиозную динамику истории этой страны. Имперский характер оставил глубокий след в истории России. Отношения между Православной церковью и политической властью представляют собой еще один важный аспект. Динамика этих отношений выражает особенность России, которую не всегда легко понять до конца. Переосмысление Россией византийского культурного и религиозного наследия сформировало историческую и концептуальную структуру, в рамках которой необходимо рассматривать сложный вопрос о взаимоотношениях между Церковью и государством. Вопросы свободы Церкви или ее подчинения государству, сотрудничества с политической властью или разделения между политической и религиозной сферами на христианском Востоке и в России, как напоминает Кодевилла, следует рассматривать в контексте мировоззрения, правовых концепций, а также исторических путей, которые весьма отличаются от западных».
В общем-то эти слова вполне можно отнести к сочинению самого Адриано Роккуччи. Позволю себе обратить внимание на одну интересную сюжетную линию в книге «Сталин и патриарх». Историк описывает положение Церкви в СССР в конце 1930-х – начале 1940-х годов, когда только-только утихли самые жестокие в ее истории репрессии против духовенства и верующих. Но Церковь все еще бесправна, историческая встреча Сталина с митрополитами 1943 года еще впереди.
Одновременно СССР по сговору с Германией начинает расширение на Запад, аннексируя территории в Прибалтике, Западной Украине и Бессарабии. Вместе с новыми землями в составе большевистского государства оказались новые епархии. Роккуччи показывает, с каким холодным политическим расчетом и бесцеремонностью решаются вопросы смены юрисдикций. Московский патриархат забирает себе Бессарабскую митрополию, прибалтийские епархии, которые ранее были, в свою очередь, насильственно присоединены к другим православным Церквам или подвергнуты принудительной автокефализации.
Тем самым историк показывает, насколько Церкви вынуждены действовать в фарватере политических процессов и передела сфер влияния в Европе. Даже если Церковь гонима и унижена «безбожным государством», она не может отказать себе в искушении использовать силу государства – а может быть, действует так и по политическому принуждению.
Обращает на себя внимание тот интерес к проблеме взаимосвязи церковной и имперской идей в русской истории, который проявляют историки страны, наиболее тесно связанной с Римской церковью. Что касается Роккуччи, то он не только академический исследователь, профессор университета в Риме, но и активист католической организации «Братство святого Эгидия», представленной и в России. Характерно, что его статья о труде профессора-коллеги появилась также на католическом ресурсе.