|
Тереза Оболевич. Семен Франк. Штрихи к портрету философа.
– М.: Издательство ББИ, 2017. – xiv + 202 с.
В этом году мир отмечает 140-летие выдающегося философа Семена Франка (1877–1950), одного из ярчайших представителей русской религиозной философии. К этой дате приурочена книга «Семен Франк. Штрихи к портрету». Автор – Тереза Оболевич, заведующая кафедрой философии религии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове. Кому-то может показаться странным, что книга о русском православном философе написана католическим исследователем, да еще и монахиней. Но Тереза Оболевич – признанный ученый и очень авторитетный специалист по русской религиозной философии, известный далеко за пределами Польши. Книга о Семене Франке стала плодом ее многолетних научных поисков и, кроме того, свидетельством глубокой личной симпатии автора к наследию ее героя. Семен Людвигович Франк, которому посвящалось (и продолжает посвящаться) немало исследовательских работ, в творчестве сестры Терезы занимает совершенно особое место (недаром своим оpus vitae она считает перевод на польский язык его фундаментального труда по философии религии «Непостижимое»).
Эта книга не призвана дать подробную «интеллектуальную биографию» Франка, о чем свидетельствует и ее подзаголовок: «Штрихи к портрету философа». Но при этом автор берет для анализа достаточно сложные темы, о которых «лучше самого Франка не скажешь» (с. xi), и соединяет их в единую канву краткого, но очень емкого и глубокого в научном смысле повествования.
В первой части книги автор буквальн «вскрывает» и показывает нам процесс образования всей философской системы Франка «изнутри»: от марксизма к идеализму, от неокантианства к идеям Гёте, «интуиционизму» Бергсона и «живому знанию», и, наконец, от онтологизма к панентеизму. Помимо прочего, автор находит явное сходство между теорией познания Франка и «онтологической гносеологией» Николая Гартмана, общий фундамент которых кроется в концепции «ученого незнания» (docta ignorantia) Николая Кузанского и феноменологии Гуссерля. Учение же Франка о Боге как «Непостижимом», лежащее в самой сердцевине его философии религии, по мнению автора, прямым и непосредственным образом перекликается с философией имени и символа Алексея Лосева (в судьбе которого Франк сыграл роль «духовного учителя»).
Вторая часть книги посвящена воссозданию «жизненного мира философа» после его вынужденной эмиграции на «философском пароходе» за границу. На основе многочисленных архивных материалов, среди которых особенное место занимают документы, хранящиеся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в США, показаны все трудности, через которые пришлось пройти Франку и его семье: нехватка денег, голод, бедствия, которые принесла с собой Вторая мировая война, творческая невостребованность. Пристальное внимание уделяется также окружению Франка, в которое входили Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, архимандрит Киприан (Керн), Лев Карсавин, Георгий Федотов, Владимир Ильин и многие другие.
Третью часть книги предваряет публикация архивного текста о празднике Пасхи и значении искупительной жертвы Христа в истории человечества и философской антропологии. Несмотря на то что авторство данного текста точно установить не удалось, в нем можно найти много идей, тесно перекликающихся с творчеством самого Франка. Далее в книге представлены три ранее не публиковавшихся архивных текста мыслителя: речь на заседании Русского академического союза в Берлине (24 сентября 1926 года), в которой Франк выступает против так называемого Карловацкого раскола и образования Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), оставаясь верным Московской патриархии. Второй текст из личного архива внука мыслителя, протодиакона Петра Скорера – письмо Франка к дочери Наталье Скорер, написанное в 1945 году, вскоре после гибели ее мужа на войне. В нем затрагивается важная тема страдания, которая также «красной нитью» проходила через многие работы Франка («Свет во тьме», «Непостижимое» и т.д.). Третий текст – письмо «патриарху русской поэзии ХХ века» Вячеславу Иванову, в котором речь идет об издании подготовленной Франком антологии «Из истории русской философской мысли конца XIX и начала ХХ века».
Книга Терезы Оболевич о Франке, безусловно, является весомым вкладом в развитие современной историографии русской философии и русской эмиграционной культуры. Стоит также отметить, что свои отзывы на книгу дали известный западный франковед, профессор Кентского университета Филипп Буббайер и «живая легенда», историк русской и польской философии с мировым именем, профессор Анджей Валицкий. Дополнительным ее плюсом является развернутая библиография источников (как текстов самого Франка, так и работ о нем) и алфавитный указатель. В целом же этот труд можно назвать большим шагом для осуществления пожелания протопресвитера Александра Шмемана о том, что «каждая строка, оставшаяся после С[емена] Л[юдвиговича] должна увидеть свет» (с. 120).