|
В свет вышла книга «Вера и жизнь. Чтобы не было сора в избе» – записки протоиерея Всеволода Чаплина о закрытой для посторонних глаз внутренней кухне Московского патриархата, похороненных в церковных кабинетах проблемах РПЦ и о том, в каком формате проходят взаимоотношения священноначалия и госвласти России. Слова в заголовке о соре в церковной «избе» заинтриговали: аудитория думала, что бывший руководитель Синодального отдела по связям с обществом и СМИ обрушит на читателя такие жареные факты, какие не снились самым ярым обличителям РПЦ.
Охочий до «сплетен, слухов, расследований», то есть пресловутого «сора», читатель вынужден разочароваться. В новой книге Чаплина нет захватывающего компромата на представителей высшего церковного начальства и леденящих душу историй о «рясофорных маньяках» в духе «Священного вертепа» Лео Таксиля. Бывший «церковный Сурков» (так за глаза именовали Чаплина во время его работы в церковном ведомстве) поставил своей задачей не вываливать на читателя компромат на церковных иерархов, а обнажить те стороны жизни нынешней РПЦ, которые иерархами по тем или иным причинам умалчиваются и скрываются от общества. Причем скрываются как от нецерковных людей, так и от собственной паствы.
На презентации книги, прошедшей в конце декабря прошлого года в «Национальной службе новостей», Чаплин сказал: несмотря на то что 70% книги имеют мемуарный характер, книга не только о прошлом и настоящем, но и о будущем: «О проблемах, которые стоят перед Церковью, Россией, всем миром, и о том, что нужно сделать, чтобы эти проблемы разрешить». Одна из главных проблем, по словам Чаплина, – господствующее внутри РПЦ чувство триумфализма. «Следуя этому чувству, человек хочет не работать над собой, трудиться для страны, а почивать на лаврах в ощущении того, что он победил всех врагов. Проблемы страны, других людей для такого человека находятся не совсем рядом, а в тридесятом царстве. Конечно, многие проблемы, оставшиеся от советского времени, в Церкви решены. Но вместо них образовались новые: полное бесправие церковных общин при фактическом всевластии высокого церковного начальства». Автор показывает в книге, что эта тенденция развилась в советские времена, когда церковное начальство боялось, как бы не в меру активные миряне не прогневали советский и партийный аппарат. В книге есть символическое обозначение этим внутрицерковным гонениям на свободу церковного слова – такое преобладание в современных православных СМИ упоминаний о патриархе Кирилле, какое не снилось и Леониду Ильичу Брежневу. Чаплин, описывая директивное приведение церковного слова к нужному знаменателю, упомянул случившуюся в 2014 году опалу протодиакона Андрея Кураева, и свою собственную, случившуюся годом позже. К слову, причиной собственного увольнения он называет расхождение во мнениях с патриархом по поводу украинской проблемы, которую Чаплин решительно призывал разрешить силой, и по этой причине Кирилл однажды даже накричал на него.
Еще один из самых замалчиваемых иерархией аспектов церковной кухни – церковный бюджет. «Откуда приходят деньги, кто их расходует, а главное, на какие цели – это охраняется как государственная тайна, – сказал Чаплин корреспонденту «НГР». – Никакой тайны быть здесь не должно. Это не по-христиански. Тем более что на уровне приходов, епархий все давно достаточно открыто, только в Москве с открытостью церковных бюджетов все очень глухо».
«Еще одна проблема, которую стали остро ставить после прошедшего летом прошлого года Критского собора, – неясность того, что такое церковная жизнь и для чего она человеку, – продолжил Чаплин на презентации. – В другой формулировке: в самом ли деле православие – единственная истинная вера, или же есть другие варианты ответа на этот вопрос». Вопрос о том, может ли быть для верующего альтернатива православию, связан не только и не сколько с тем, что РПЦ участвует в деятельности Всемирного совета Церквей, хотя, по мнению Чаплина, давно должна была выйти оттуда. «Вопрос в том, считает ли каждый православный человек свою веру единственной, или же мы боимся нарушить правило политкорректности и грешим против своей веры в угоду тем или иным модам или политическим формулировкам. Такой грех на душе – угроза безопасности для души и для всей страны». Чаплин вспомнил случай с Варварой Карауловой, превратившейся из обычной студентки МГУ в пособницу «Исламского государства» (запрещено в России), практически не выходя из своего дома.
«Молодежь не уйдет никогда ни в какие террористические организации, ни к каким ваххабитам, если молодым людям на всех общественных уровнях будут говорить, что истина в православии и только в православии. Молодежь сейчас хочет и всегда хотела простых доступных слов, которые бы показали, где истина, а где ложь. А общественный, и в том числе церковный, ответ на эти проклятые вопросы молодежи – длинные непонятные фразы, которые не объясняют, что такое истина в христианском понимании, а только отдаляют от этого понимания». В ходе дискуссии Чаплин упрекнул церковную общественность в том, что она, почивая более 20 лет на лаврах душевного триумфализма, стала бояться конфликтов со светскими властями: «Не надо бояться того, что на нас может накричать важная толстая дама».
Призыв к христианам не бояться быть, когда нужно, скандальными и конфликтными в книге «церковного Суркова» вообще проходит красной нитью. Стоит указать, что сам автор призыва на страницах своей книги предпочел обойти молчанием многие скандальные темы, о которых был осведомлен. В частности, длившийся более 20 лет гомосексуальный и коррупционный скандал в Казанской епархии РПЦ. Об этом писал не только Андрей Кураев в своем ЖЖ, но и ряд журналистов и политологов, обладавших эксклюзивной информацией, источники которой никак не были связаны с Кураевым. «Голубой» скандал в Казанской епархии РПЦ обсуждался в декабре 2013 года на сессии Всемирного русского народного собора, где Всеволод Чаплин был модератором. Не хотелось бы спорить с Чаплиным, но тема многолетней церковной «голубой луны» в Поволжье не менее важна для пониманий реалий истории нынешней РПЦ, чем много раз упоминаемые автором Pussy Riot.