|
Ивана Нобл, Катержина Бауерова, Тим Нобл, Паруш Парушев. Пути православного богословия на Запад в ХХ веке.
– Москва: Издательство ББИ, 2016. C. 438.
Заглавие русской версии книги «Пути православного богословия на Запад в ХХ веке» определенным образом отсылает к известнейшей книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Однако, в то время как Флоровский пытался обосновать зависимость православного богословия от западной традиции и преодолеть ее, авторы рассматриваемого издания ставят своей целью раскрыть влияние русской богословской школы (а точнее, школ) на западную мысль. Книга написана известными чешскими исследователями русской интеллектуальной и духовной традиции из Карлова университета в Праге и Международной баптистской богословской семинарии в Праге. Труд является плодом многолетнего изучения православной богословской и философской мысли и истории Церкви. Взгляд «со стороны» позволяет увидеть те аспекты русской православной традиции, которые раскрывают ее специфику, актуальность и значение в современном мультикультурном мире.
Книга содержит анализ как давних, так и современных вопросов русского православия, проделанный с самых различных перспектив: исторической, богословской, философской. Она отражает необычную эрудицию авторов: в работе мы находим множество малоизвестных фактов, детальное рассмотрение отдельных тем, опирающееся на богатейшую литературу (малодоступную в России) на нескольких языках.
Важно отметить, что русское издание книги вышло сразу после английского (The Ways of OrthodoxTheology in the West, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 2015). Это был сознательный выбор авторов, стремящихся представить результаты своих исследований непосредственно на суд носителей православной традиции.
Содержание книги настолько обширно, что изложить его хотя бы вкратце практически невозможно. Это не столько монография на «данную» тему, сколько полифоническое произведение, затрагивающее самые разные аспекты русского православия и его развития на Западе. Сами авторы объясняют, что целью их работы «было позволить говорить разным голосам, представляющим различные точки зрения, привести эти голоса к разговору друг с другом и критически интерпретировать темы, которые в этом разговоре возникают. Мы не стремились выбрать одну «правильную» позицию или создать синтез приемлемых позиций. Вместо сведения разных голосов и точек зрения к одному объяснению мы пытались дать прозвучать этим разным голосам, с тем чтобы они восполнили историческое повествование собственным свидетельством... Мы сочли наиболее подходящим придерживаться близкого православию понятия «перихорезиса» и позволить отдельным взглядам взаимно пересекаться, не утрачивая своеобразия» (с. 417–418).
И эта попытка удалась. Избранный авторами подход представляется очень убедительным. Отдельные части книги посвящены богословскому, культурному и политическому развитию православных стран до падения Византийской империи (глава 1), русскому православию, вступающему в современную эпоху (глава 2), православной миссии в Америке и Западной Европе (глава 3), борьбе Русской православной церкви с революцией и новым режимом (глава 4), развитию путей от диаспоры к местным Церквам (глава 5), изучению опыта и богословия русских эмигрантов (глава 6) и свидетельству новомучеников (глава 7).
Как отмечает в предисловии декан Семинарии святого Владимира в Нью-Йорке Джон Бэр, данный труд – это «прекрасное исследование и весомый вклад в православную традицию. Из него мы можем узнать, как наследие византийского православия расходилось по славянским землям и далее на Запад, видеть, как возродился исихазм и интерес к отцам Церкви, как диаспора в изгнании осознала необходимость создания местной Православной церкви, какие с этим были связаны надежды и попытки их воплотить. И, наконец, мы увидим попытки диалога с современностью, с западным богословием и философией» (с. xii–xiii). Лучшей рекомендации не требуется... Стоит только добавить, что книга оснащена предметным и именным указателем, который помогает лучше сориентироваться в богатстве представленной в ней тематики. Данная работа будет не столько полезной, сколько необходимой для всех, кто изучает русскую интеллектуальную и духовную историю, а также исследует современные проблемы и задачи Православной церкви.