0
3357
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.06.2016 00:01:00

Самоосмысление российских мусульман

Валерий Емельянов

Об авторе: Валерий Михайлович Емельянов – историк, религиовед.

Тэги: совет муфтиев россии, мухетдинов, мусульмане россии, умма


Дамир Мухетдинов. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и концептуализации. 

– М.: Издательский дом «Медина», 2015. – 164 с.

9-7-1.jpg

Название книги первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира Мухетдинова «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и концептуализации» говорит на первый взгляд о том, что читателю предлагается социологический анализ положения современного отечественного мусульманского сообщества. И это будет верно, но лишь отчасти. На самом деле автор делает попытку всестороннего философско-социолого-исторического анализа современной ситуации российских мусульман в контексте международных процессов. Также очевидно, что результаты своего анализа этот мусульманский исследователь и издатель стремится оформить в виде своего рода манифеста. Именно таковым можно считать статью под названием, совпадающим с названием всего сборника, и занявшую в книге 64 страницы. Оставшаяся часть отдана рецензиям на ключевую статью.

Можно по-разному относиться к автору и структуре, им представляемой, но нельзя не признать, что это едва ли не единственная пока попытка историко-философски осмыслить современную ситуацию в российском исламе, и предпринимается она не светским исламоведом, а, что называется, изнутри.

Итак, что интересного предлагает автор? В научном отношении важно то, что он начинает с ключевых понятий. Таковым здесь является «российское мусульманство». Этим термином обозначается, с одной стороны, мусульманское сообщество России как особенная социокультурная реальность, с другой стороны – как особый концепт и идеологема, возникшие в результате осмысления отечественными мусульманами основных положений своей религии в российском контексте.

В поддержку идеи о все возрастающей роли ислама автор приводит прежде всего демографические аргументы. Он на основе ряда источников предполагает, что к 2030 году число мусульман в России достигнет 20–22% от количества населения страны, то есть каждый пятый россиянин будет мусульманином. И даже если большинство этих людей являются мусульманами лишь в силу этнического происхождения, а не активной религиозной практики, они все равно привносят с собой в российское общество элементы мусульманской культуры.

С точки зрения философско-идеологического аспекта автор совершенно не приемлет либерализма. «Я акцентирую внимание, – пишет Дамир Мухетдинов – на диктате «европейских ценностей, получивших обоснование в рамках ультралиберализма. Как я показываю, логика ультралиберализма – это логика эмансипации, которая в своей основе направлена на высвобождение животного начала в человеке, его личной прихоти и похоти…» Далее автор приходит к выводу о том, что роль традиционалистского и религиозного фактора усиливается. Общий же вывод, к которому подводится читатель, – в России складывается новая идеологическая парадигма, эта парадигма «евразийская», а ее характерными чертами являются традиционные ценности, традиционный мультикультурализм и умеренный консерватизм.

Представляется, что в этих вопросах взгляды автора несколько односторонние. Во-первых, еще пока что сырое понятие «европейские ценности» отнюдь не тождественно понятию «либерализм» и включает в себя также и традиционалистско-консервативную составляющую. Кроме того, отношения классического либерализма и религии отнюдь не однозначно антагонистические, но не вина автора, что он этого, видимо, не приемлет. Просто он во многом опирается на видимый опыт отечественного либерализма, который пока еще далек от либерализма классического и зачастую больше напоминает политическое либертарианство. Кроме того, поспешным является утверждение о складывании «евразийской» умеренно-консервативной парадигмы.

Верным представляется определение автора российского мусульманского сообщества как мультикультурного, состоящего из представителей разных национальностей, уникальность которого состоит в том, что в нем национально-культурное, «местное» начало сочетается с универсальными принципами ислама. И автор указывает, что это отнюдь не противоречит последнему. В шариате есть принцип «урф», означающий интеграцию местных обычаев в мусульманское право.

Таким образом, российское мусульманство для Мухетдинова является ключевым фактором для «евразийской» идейно-культурной консолидации России. Вот почему важнейшим ему представляется не просто принятие во внимание мусульманского фактора, но активное вовлечение российских мусульман в гражданскую и политическую жизнь страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1470
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1495
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1221
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
771

Другие новости