Сало У. Барон. Социальная и религиозная история евреев. Т. VI. Раннее Средневековье (500–1200): законы, толкования и Писание.
– М.: Книжники, 2016. – С. 512.
Профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Сало Барон писал свой многотомный труд с 1930-х по 1960-е годы, но еще больше времени понадобилось, чтобы он дошел до русскоязычного читателя. Пока издано только шесть томов переводного издания. Барон считается третьим и последним автором труда, описывающего еврейскую историю на всем ее протяжении и во всех странах. До Барона были фундаментальные сочинения Генриха Греца и Семена Дубнова, от работ которых труд американца отличает особый социологический подход, а также относительно новые методы исторического исследования.
Впрочем, когда автор говорит о новейших открытиях в иудаике, археологии и текстологии, мы вынуждены относиться к этим пометкам с осторожностью, ведь нас разделяет с ним полвека, а за это время в мире и Израиле появилось множество исследований, подвергающих сомнению или переосмыслению многие постулаты еврейской историографии. Одна постсионистская школа в израильской социологии и историографии чего стоит! Тем не менее фундаментальный охват материала бароновской «эпопеи» превзойти не удастся уже, видимо, никому.
VI том «Социальной и религиозной истории евреев» посвящен Раннему Средневековью, которое в традиционной европейской историографии до недавнего времени было принято считать «темными веками», предшествовавшими Возрождению. В последнее время эта «ренессансоцентричная» концепция переосмысляется, и в том же ключе описывает рассматриваемый период Барон. Раннее Средневековье для него – особая эпоха, на примере которой он выстраивает свое видение прошлого еврейского народа, где были не только преследования и гонения, но и великие свершения. Согласно концепции Барона, еврейская судьба гораздо больше вписана в мировую историю, чем это прочитывается у Греца и Дубнова, а тем более в трудах историков, которые сосредотачиваются на истории антисемитизма.
Раннему Средневековью Сало Барон посвящает четыре тома из уже увидевших свет шести, а конкретно рассматриваемый том посвящен развитию иудейского богословия и религиозной мысли. Именно на средневековом материале автор показывает, насколько велико взаимное проникновение и влияние культур, с которыми приходилось сталкиваться евреям от Персии Сасанидов и затем Арабского халифата до христианских государств в Европе. Например, он показывает, как еврейское религиозное законодательство повлияло на развитие шариатской системы Халифата.
Что особенно интересно, Барон прослеживает следы влияния ислама и христианства на законодательные правила средневекового иудаизма. «Многие из первых мусульман, начиная с самого Мухаммеда, часто советовались с евреями по правовым вопросам», – пишет историк (с. 12). Проявлялось это влияние в разных сферах религиозной практики и мысли. Так, мусульманское отношение к молитве послужило примером для упрочения статуса богослужения у иудеев, а христианская библейская герменевтика подтолкнула евреев Европы к окончательному оформлению Масоретского текста Библии. Он также показывает, как политическая карта Европы влияла на формирование обычаев еврейских общин. Евреи, жившие под скипетром византийского императора, в большей степени подвергались влиянию духовных центров в Святой земле, а жители Испании и Южной Франции – Вавилонии, талмудической «метрополии» тогдашнего иудейского мира.
Для отечественного читателя любопытным примером такого сопричастия стране проживания может служить история паломничества некоего иудея из Руси в Иерусалим. Автор приводит рекомендательное письмо законоучителя Товьи бен Элиэзера, в котором говорится, что некий «еврей из Руси не знал ни иврита, ни греческого, ни арабского и говорил лишь на славянском языке своей родины» (с. 159). Тем не менее паломник отправился в далекий путь к святыням. Это всего лишь эпизод, иллюстрирующий другую мысль историка, но, кроме того, данный эпизод дает пищу для раздумий современным изоляционистам и критикам еврейской эмансипации.
В 700-летие, охваченное указанным томом, произошли важнейшие, буквально революционные перемены в иудаизме. Были окончательно сформированы корпус Вавилонского Талмуда и Масоретский извод библейских текстов, ставшие каноническими для всех иудеев, созданы лучшие комментарии к Торе, принадлежащие раввину, известному под акронимом Раши, достигла апогея и затем с трудом подавлена раввинистами-полемистами активность караимского ответвления в иудаизме. Значительная эпоха, описанная Бароном, прошла под знаком деятельности гаонов (законоведов) Вавилонии, на протяжении нескольких веков превративших талмудическое законодательство в общеобязательный кодекс для еврейских общин от Персии до Германии.
Вместе с тем автор показывает, как эпоха безусловного верховенства вавилонских талмудических школ в Суре и Пумбедите постепенно сменяется автономизацией западных еврейских общин, где возникают собственные духовные школы, связанные с именами Раши и его последователей-тосафистов. Вслед за ростом политического могущества христианского Запада меняется карта еврейского присутствия в мире, и, что закономерно, это отражается на иудейском законоведении, герменевтике и экзегетике.
В заключение хотелось бы выйти за рамки простого обсуждения книги, но продолжить в духе присущего труду Барона ощущения текучести и парадоксальности еврейской исторической судьбы. Средневековая Пумбедита, еврейский город в Ираке, где в талмудической академии в жарких дискуссиях сходились иудейские мудрецы, ныне стала иракским городом Фаллуджа. По крайней мере такое мнение высказывает еврейский путешественник XII века Биньямин из Туделы, странствия которого также исследует в VI томе своего труда Сало Барон. Наверное, не надо пояснять, что Фаллуджа ныне представляет собой бастион современного суннитского радикализма, полностью «зачищенный» от еврейского присутствия.