0
3866
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.06.2016 00:01:00

Светочи иудаизма в «темные века»

Тэги: талмуд, иудаизм, средние века, фаллуджа


Сало У. Барон. Социальная и религиозная история евреев. Т. VI. Раннее Средневековье (500–1200): законы, толкования и Писание. 

– М.: Книжники, 2016. – С. 512.

9-7-2.jpg

Профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Сало Барон писал свой многотомный труд с 1930-х по 1960-е годы, но еще больше времени понадобилось, чтобы он дошел до русскоязычного читателя. Пока издано только шесть томов переводного издания. Барон считается третьим и последним автором труда, описывающего еврейскую историю на всем ее протяжении и во всех странах. До Барона были фундаментальные сочинения Генриха Греца и Семена Дубнова, от работ которых труд американца отличает особый социологический подход, а также относительно новые методы исторического исследования.

Впрочем, когда автор говорит о новейших открытиях в иудаике, археологии и текстологии, мы вынуждены относиться к этим пометкам с осторожностью, ведь нас разделяет с ним полвека, а за это время в мире и Израиле появилось множество исследований, подвергающих сомнению или переосмыслению многие постулаты еврейской историографии. Одна постсионистская школа в израильской социологии и историографии чего стоит! Тем не менее фундаментальный охват материала бароновской «эпопеи» превзойти не удастся уже, видимо, никому.

VI том «Социальной и религиозной истории евреев» посвящен Раннему Средневековью, которое в традиционной европейской историографии до недавнего времени было принято считать «темными веками», предшествовавшими Возрождению. В последнее время эта «ренессансоцентричная» концепция переосмысляется, и в том же ключе описывает рассматриваемый период Барон. Раннее Средневековье для него – особая эпоха, на примере которой он выстраивает свое видение прошлого еврейского народа, где были не только преследования и гонения, но и великие свершения. Согласно концепции Барона, еврейская судьба гораздо больше вписана в мировую историю, чем это прочитывается у Греца и Дубнова, а тем более в трудах историков, которые сосредотачиваются на истории антисемитизма.

Раннему Средневековью Сало Барон посвящает четыре тома из уже увидевших свет шести, а конкретно рассматриваемый том посвящен развитию иудейского богословия и религиозной мысли. Именно на средневековом материале автор показывает, насколько велико взаимное проникновение и влияние культур, с которыми приходилось сталкиваться евреям от Персии Сасанидов и затем Арабского халифата до христианских государств в Европе. Например, он показывает, как еврейское религиозное законодательство повлияло на развитие шариатской системы Халифата.

Что особенно интересно, Барон прослеживает следы влияния ислама и христианства на законодательные правила средневекового иудаизма. «Многие из первых мусульман, начиная с самого Мухаммеда, часто советовались с евреями по правовым вопросам», – пишет историк (с. 12). Проявлялось это влияние в разных сферах религиозной практики и мысли. Так, мусульманское отношение к молитве послужило примером для упрочения статуса богослужения у иудеев, а христианская библейская герменевтика подтолкнула евреев Европы к окончательному оформлению Масоретского текста Библии. Он также показывает, как политическая карта Европы влияла на формирование обычаев еврейских общин. Евреи, жившие под скипетром византийского императора, в большей степени подвергались влиянию духовных центров в Святой земле, а жители Испании и Южной Франции – Вавилонии, талмудической «метрополии» тогдашнего иудейского мира.

Для отечественного читателя любопытным примером такого сопричастия стране проживания может служить история паломничества некоего иудея из Руси в Иерусалим. Автор приводит рекомендательное письмо законоучителя Товьи бен Элиэзера, в котором говорится, что некий «еврей из Руси не знал ни иврита, ни греческого, ни арабского и говорил лишь на славянском языке своей родины» (с. 159). Тем не менее паломник отправился в далекий путь к святыням. Это всего лишь эпизод, иллюстрирующий другую мысль историка, но, кроме того, данный эпизод дает пищу для раздумий современным изоляционистам и критикам еврейской эмансипации.

В 700-летие, охваченное указанным томом, произошли важнейшие, буквально революционные перемены в иудаизме. Были окончательно сформированы корпус Вавилонского Талмуда и Масоретский извод библейских текстов, ставшие каноническими для всех иудеев, созданы лучшие комментарии к Торе, принадлежащие раввину, известному под акронимом Раши, достигла апогея и затем с трудом подавлена раввинистами-полемистами активность караимского ответвления в иудаизме. Значительная эпоха, описанная Бароном, прошла под знаком деятельности гаонов (законоведов) Вавилонии, на протяжении нескольких веков превративших талмудическое законодательство в общеобязательный кодекс для еврейских общин от Персии до Германии.

Вместе с тем автор показывает, как эпоха безусловного верховенства вавилонских талмудических школ в Суре и Пумбедите постепенно сменяется автономизацией западных еврейских общин, где возникают собственные духовные школы, связанные с именами Раши и его последователей-тосафистов. Вслед за ростом политического могущества христианского Запада меняется карта еврейского присутствия в мире, и, что закономерно, это отражается на иудейском законоведении, герменевтике и экзегетике.

В заключение хотелось бы выйти за рамки простого обсуждения книги, но продолжить в духе присущего труду Барона ощущения текучести и парадоксальности еврейской исторической судьбы. Средневековая Пумбедита, еврейский город в Ираке, где в талмудической академии в жарких дискуссиях сходились иудейские мудрецы, ныне стала иракским городом Фаллуджа. По крайней мере такое мнение высказывает еврейский путешественник XII века Биньямин из Туделы, странствия которого также исследует в VI томе своего труда Сало Барон. Наверное, не надо пояснять, что Фаллуджа ныне представляет собой бастион современного суннитского радикализма, полностью «зачищенный» от еврейского присутствия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
823
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
768
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
529
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
427

Другие новости